Антихристианство Фридриха Ницше и его причины, страница 7

Любая критика морали есть отрицание альтруистического поведения. Шопенгауэр учил о том, что нужно быть милосердным и сострадательным. Ницше отвергает это учение. Альтруизм не естественен для живого человека. Сострадание ведёт к стиранию личности. Сострадание — это дань нашему внутреннему "мучителю" для того, чтобы он нас не трогал. Мы сострадаем, чтобы самим не испытывать мук совести. Человек никогда не сможет по-настоящему сострадать другому человеку, не сможет чужую больей сделать своей. Ницше утверждает, что мы испытываем огромное моральное удовлетворение и нравственное наслаждение от своего сострадания. Сама трагедия доставляет нас наслаждение. Тем самым мы лишь утверждаем самих себя. Это не имеет ничего общего с истинным состраданием, оно неврзможно.[16]

Мы никогда не смогли бы вынести тех страданий людей, если бы мы испытывали их как свои.[17] Мы сошли бы с ума. Поэтому любые благодетели, которые не понимают нашей скорьби, наносят нам большую обиду и оскорбляют нас больше, нежели это могли бы сделать враги.[18] Поэтому сострадание лишь увеличивает боль в этом мире. Сострадая другим, мы стремимся заглушить своё страдание. Мы никогда не сможем проникнуть в страдание чужого человека, поэтому сострадание есть удвоение страдания. Часто мы истолковываем страдание чужого очень поверхностно, не замечая самих глубин этого страдания.[19]

Поэтому, когда мы делаем сострадание основным принципом нашей жизни, то оно начинает действовать в ней деструктивным образом. Оно мешает обновлению, оно сохраняет и поддерживает то, что созрело умереть. Ницше пишет, что, если бы сострадание стало бы доминирующим чувством на всей земле хотя бы на один день, то человечеству пришёл бы конец. Страдание есть умаление жизни, а сострадание удваивает его и поэтому оно враждебно жизни вдвойне. Никто никогда откровенно не признается, что страдание есть отрицание самой жизни, оно есть разрушение. Ницше пишет, что в основе христианской морали стоит принцип всеобщего уничтожения, который прикрывается Богом, вечной жизнью и т.п.[20]

Человек стал слаб, он жалок для Ницше. Человеку трудно самостоятельно поддерживать своё существование и вот он нуждается в помощи, в сострадании ближнего. Всё это – признаки упадка. Мы стали слишком мягкотелыми, больными. Весь мир для Ницше сумасшедшим домом умалишенных. Он пишет, что история человечества — история болезней. Тот, кто занимается историей, тот прогуливается в доме умалишённых. Не находит он в этом мире такого человека, который оправдал бы существование человечества.[21]

Он отвергает не только сострадание, но всю мораль полностью, потому, что она несёт на себя печать альтруизма. Мораль всегда связана с оценкой, она стремится иерархически упорядочить стремления и желания человека: есть в человеке духовные стремления, душевные и плотские. Чему мы отдадим предпочтение? Это зависит от степени нашей нравственности. Мораль определяет место человека в стаде, задаёт человеку определенную функцию, даёт ему такие ценности, которые полезны для стада, а не для самого человека. Мораль выгодна стаду, а не для индивида. Моральный человек не видит своей ценности вне стада, его ценность заключается именно в том, что он исполняет роль, отведённая ему стадом. Вот человек ежедневно работает на заводе, вредит своему здоровью и тем самым удостаивается похвалы от общества, который питается его жизненной энергией. Мы готовы принести на алтарь процветания общества бесчисленное количество людей. Для этого нужно воспитать у этой личности психологию жертвенного животного. Человек, который решил пожить для себя воспринимается обществом негативно.[22] Обществ ныне много, условия выживания в этих обществах различаются, поэтому мы встречаемся моральным плюрализмом. Если одна модель поведения может считаться достойной в одном общество, то в другом она является постыдной.[23]