Антихристианство Фридриха Ницше и его причины, страница 10

Популярность христианства Ницше объясняет тем, что человек стал слаб, поэтому ему нужен слабый бог, который учит подставлять щёку, прощать, любить. Сильный народ нуждается в сильном и злом боге, который убивает и насилует. Когда народ дряхлеет, то ему по душе больше милосердный Бог. «Страх перед болью ведёт к религии любви». Христианство посягнуло на хищных зверей, захотело овладеть их волей и сделать их послушным стадом. Вся энергия человека раньше шла на развитие своего могущества, на то, чтобы жить; сейчас христианство похитило эту энергию, направила её на борьбу с непонятным призрачным грехом. Ницше называет иудаизм фальшью, отрицанием природы, а христианство есть продолжение иудаизма.[37] Бог, — говорит Ницше, — это формула хулы на чувственный мир и формула лжи о трансцендентном. Идеал покинул землю, все взоры обращены на небо, в ничто; и проповедником этого «ничто» является христианство. Христианство украло ценность у земли. Священник умалил ценность природы, свёл её в ничто. Действительно, заслуга десакрализации космоса принадлежит именно к христианству, разделив мир на духовный и профанный, материальный. 

Метафизика Ницше.

Ницше не просто нигилист, он не удовлетворён той бездной, которая открылась в результате его разрушительной деятельности. В целом ряде его отрицательных утверждений под конец начинают встречаться положительные суждения, происхождение которых могут вызывать у нас массу вопросов. И, действительно, в философии Ницше можно встретить ряд логический противоречий. Некоторые его стремления вызваны именно христианским влиянием. Даже если взять его жажду к безусловной правдивости, то здесь совершенно понятно, что вера в эту безусловную правду проистекает именно из христианского мироощущения.

Читая Ницше, мы можем заметить, что не до конца он последователен в своём разрушении. Некоторых кумиров он стесняется столкнуть с олимпийской вершины. Прежде всего он позиционирует себя как крайнего виталиста, жажда жизни прослеживается во всех его сочинениях. А с какой кстати? Почему я должен поверить в то, что жизнь представляет для меня хоть какую-то ценность? Почему мы должны отказываться от одних ценностей , а другие оставлять. Он писал о том, что человек не чист на руку, он не объективен: человек пользу назвал истинной, а вред назвал злом. Именно эту ложную изначальную осуждает Ницше. Христианство – враг жизни и проповедник смерти? Почему для тотального нигилиста это должно быть нечто негативным. Тому, кто находится по ту сторону добра и зла и нравственных оценок жизнь должна равняться смерти и наоборот. Между ними не должно быть никакой разницы. В последовательной атеистической философии жизнь не должна представлять из себя абсолютно никакой ценности. Почему? Потому, что не существует безусловного оценщика всех вещей. Если Бога нет, то мерой всех вещей становится человек. Тогда ни о какой безусловности не может быть и речи. Сама жизнь для Ницше является кумиром, которого не сверг. Откуда такая жажда к бессмертию? Жизнь – та самая ценность, которая пришла к нам из премодерна, от которого не откажутся даже в постмодерне. Какая же тут переоценка всех ценностей? А как же бытие, бессмертие, вечность, жизнь, истина? Желать чего-то --  значит думать, что есть где-то что-то безусловно ценное. Он должен оправдать жизнь, оправдать весомыми домоводами, которые убедили бы не только меня одного, но всех людей. В ином случае ценность жизнь – дело вкуса каждого. Жизнь сама по себя для него просто невыносима. Только искусство может хоть как-то обмануть меня, скрасив мои страдания минутой наслаждения.[38] Поэтому вместе с Карлом Ясперсом смело можем утверждать, что в философии Ницше прослеживаются христианские импульсы.

Ницше не считает человека венцом творения. Никакой существенной разницы между человеком и природой не существует. Человек – часть, явление природы.[39] Но если это так, то от человека нельзя ничего требовать. Зачем человеку необходимо стремиться к чему-то? Почему Ницше не требует этого же от остальной природы. Зачем требовать от него возвращения к природы, когда он и так есть часть природы? Зачем вообще чего-то от кого-то требовать и осуждать, если в основе мира не лежит никакой цели?[40] Гнушаться человеком – значит признавать целью нечто такое, что выше этого человека – сверхчеловека. Сверхчеловек – это надстройка Ницше на руинах разрушенных храмов. Сверхчеловек – это новый бог, который призван стать на место старых. Но чем он принципиально будет отличаться от старых?