Антихристианство Фридриха Ницше и его причины, страница 8

Ницше приходит к выводу, что альтруизм не является никаким вечным принципом бытия, это всего лишь стадия в развитии человека. Альтруистический настрой общества говорит об упадке, о загнивании. Ницше позиционирует себя как имморалиста, поэтому упадок для него не является нравственной категорией. Он называет упадком и порчей то, что умаляет жизнь, когда организм, вопреки своему стремлению к жизни, выбирает путь добровольного суицида, когда человек называет благом то, что для его процветания крайне вредоносно. Каждая душа стремится к увеличению своего могущества, в этом заключается его польза. Когда она лишается своего влияния, то это для неё вредно.[24] Итак, Ницше отметает альтруизм на свалку истории: эта парадигма утверждает вредоносные для жизни ценности и осуждает то, что полезно для человека. Называет проповедь альтруизма проповедью смерти. Христианство достойно осуждения за свою проповедь смерти, за пропаганду таких ценности, которые ведут к сковыванию внутреннего зверя, который рвётся жить.

Ницше приходит к выводу, что мораль сдерживает развитие общества. Он утверждает, что зло в такой же мере необходимо для созревания достойных образцов человечества, как и добро. Всё великое рождается в испытаниях и в опасностях. Действительно, самые прогрессивные образцы человеческого рода не были лишены злости; они могли пробуждать в людях те самые мощные страсти, ту энергию, которые люди рабской психологии задушили в себе своей моралью. (86) Эти гиганты духа нарушали губительную спячку общества, они разрушали и разоряли алтари человечества. Они несли новое слово, которое не могло ужиться со старым. Всё новое стремится разрушить, заменить прежнее, осквернить святое. Поэтому масса всегда враждебна ко всему новому.  Ницше убеждён в том, история доказала положительное влияние зла на человека, тем самым раскрыла несостоятельность морали. Люди договорились между собой добром называть то, что полезно, а злом стало именоваться то, что для человека вредоносно.[25]  Нравственным мы считаем то, что соответствует общепринятым поведенческим нормам, а злом стали считать всё новое, необычное, непредвиденное.[26] Победить зло – означает сделать обычай вечным и заморозить процесс развития. И все великие страницы в истории начинались с того, что зло лишалось своих негативных окрасок. Нет ничего великого в том, чтобы прилежно исполнять правила, предписанные обществом в виде нормативно-правовых актов и обычаев. Всё великое стоит по ту сторону добра и зла. Здесь философ явно созвучен с идеями Раскольникова.[27]

Зло и страдание полезны, не нужно их бояться. Нужно желать, чтобы зла и страданий было побольше, чем когда бы то ни было. Только в страдании может родиться великая, изобретательная, хитрая, глубокая, таинственная личность. Комфорт, благополучие, сытость делает человека смешным, достойным презрения, мелким и ничтожным.[28] Главный двигатель развития есть опасность; мораль окрашивает мир в розовые тона, делает его безопасным. Всё это сдерживает развитие личности, воспитывает его мягкотелым. Общество признало добром то, что сохраняет его спокойствие и безопасность. Мы отполировали наш мир, даже округлые логотипы призваны внушить нам чувство безопасности. Понятно, что при таких условиях человек мельчает, как песок на берегу моря. Всё это оказывает для нашего философа удручающее зрелище.[29]

В былые времена, когда человека со всех сторон окружала опасность в виде врагов, природных стихий, диких животных, в обществе больше ценились такие качества, как алчность, мстительность, злость, жажда к власти, коварство. Потом внешние угрозы постепенно начали исчезать: человек построил для себя внешнюю защитную среду. Человек оказался один на один с человеком. В этих новых условиях модной стало иное качество – любовь и сострадание к ближнему. Теперь основная опасность исходит не от внешнего мира, а от твоего соседа. Поэтому христианские добродетели обрели большую популярность. Всем хочется жить по соседству с травоядным животным, нежели с хищником. На помощь пришла христианская мораль, которая превратила людей в стада травоядных. Любой хищник объявляется вне закона и изгоняется из стада. Христианская мораль есть «мораль стадных животных».[30] Нет былого величия, человек для Ницше омерзителен.