Курс лекций по дисциплине «Железнодорожные станции и узлы». Часть 1. Разъезды, обгонные пункты, промежуточные и участковые станции

Страницы работы

45 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Министерство образования республики Беларусь

Белорусский государственный университет транспорта

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ СТАНЦИИ И УЗЛЫ» Часть 1

Разъезды, обгонные пункты, промежуточные и участковые станции

Автор: д.т.н., профессор

Гомель

Лекция 1

ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СТАНЦИЙ И УЗЛОВ

ИСТОРИЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СТАНЦИЙ

1. Зарождение и развитие сети железных дорог

2.

Народнохозяйственное и общетранспортное значение станций и узлов на современном этапе

3. Вклад ученых в создание теории проектирования и эксплуатации станций

4. Цели, задачи и содержание дисциплины «Железнодорожные станции и узлы»

5. Комплексный характер дисциплины и связь ее с другими дисциплинами

Литература

1. История железнодорожного транспорта России. Т.1. 1836-1917. С-Пб.-М.: 1994. 336 с. 2. Железнодорожные станции и узлы. М.: Транспорт, 1992. - С.3-6.

1. Зарождение и развитие сети железных дорог

Лекция 1

ИСТОРИЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СТАНЦИЙ

Чугунные дороги: - 1769 г. для перевозки Камень-грома для пьедестала Медного всадника на 9 км к Финскому заливу; - 1788 г. для перевозки грузов между цехами на Александровском заводе в Петрозаводстве; - 1805 г. при закладке бирки в Петербурге для перевозки гранитных камней

Рельсовые дороги: - 1825 г. в Англии между Стоктоном и Дарлингтоном (21 км); Джорджем Стефенсоном; - 1830 г. Ливерпуль-Манчестерская дорога (50 км); - 1830 г. в США Балтимор-Огайо (24 км); - 1834 г. с паровой тягой на Нижнетагильском металлургическом заводе Демидовых(авторы - отец и сын Черепановы)

1. Зарождение и развитие сети отечественных железных дорог

Лекция 1

ИСТОРИЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СТАНЦИЙ

30 октября (11 ноября) 1837 г. - официальное открытие в Санкт-Петербурге Царскосельской железной дороги

Санкт-Петербург

t = 35 мин

23 км

Царское Село

t = 27 мин, V = 60 км/ч

726 000

607 000

598 000

Франц Антон Герстнер (1793-1840), австрийский инженер, автор проекта первой Российской железной дороги

1838

1839

1840

Количество перевезенных пассажиров

Санкт-Петербург

1862 г. (1280 км)

1851 г. (650 км)

П.П.Мельников (1804-1880)

Н.О.Крафт (1798-1857)

Москва

Инженеры путей сообщения, авторы проекта сооружения железной дороги Петербург-Москва

Варшава

1. Зарождение и развитие сети железных дорог в Беларуси

Лекция 1

ИСТОРИЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СТАНЦИЙ

Петербург- Варшава

2. Народнохозяйственное и общетранспортное значение станций и узлов на современном этапе

Лекция 1

ИСТОРИЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СТАНЦИЙ

1. Железнодорожные станции - ключевые пункты железнодорожного транспорта (более 60 % путевого развития всех железных дорог сосредоточено на станциях) 2. Железнодорожные станции обеспечивают связь с населенными пунктами и предприятиями, обслуживая грузовые и пассажирские перевозки 3. Осуществляют взаимодействие различных видов транспорта (прежде всего железнодорожного, городского и автомобильного) 4. Регулируют пропуск транзитных потоков на направлениях 5. Выполняют важную функцию логистической связи технологических цепочек обработки грузов в пути следования и пунктах перегруза 6. Способствуют формированию глобальной стратегии развития транспорта постиндустриальной земной цифилизации

3. Вклад ученых в создание теории проектирования и эксплуатации станций

Лекция 1

ИСТОРИЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СТАНЦИЙ

Развитие науки о станциях первоначально было связано с обобщением опыта строительства и переустройства раздельных пунктов и их эксплуатации. В 1850-х годах начинается этап теоретического обоснования проектирования и эксплуатации железнодорожных станций

Создание Петербургского института путей сообщения

170 лет

1837

1860

1890

1920

1950

1970

2000

1882

Первые труды о станциях

Тихомиров И.Г. Скалов К.Ю. Долаберидзе А.М. Парфенов В.П. Карпов А.М. Правдин Н.В. Федотов Н.И. Савченко И.Е. Корнаков А.М.

Фролов А.Н. Карейша С.Д. Верховский А.В. Воскресенский Б.Д. Галицынский А.Ф.

П.П. Мельников Д.И. Журавский

Образцов В.Н. Гибшман Е.А. Земблинов С.В. Писарев С.Г. Никитин В.Д. Бартенев П.В.

Правила проектирования станций Проектирование крупных узлов Расчет пропускной способности выполнение маневров на станциях

Рерберг И.Ф. Горчаков А.Н. Троицкий В.И.

4. Цели, задачи и содержание дисциплины «Железнодорожные станции и узлы»

Лекция 1

ИСТОРИЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СТАНЦИЙ

Цели: - выбор рациональной конструкции путевого развития и технического оснащения железнодорожных станций; - комплексное развитие путевого хозяйства, устройств СЦБ и связи, других инженерных сетей, обслуживающих путевое развитие; - проектирование технологически взаимоувязанных схем станций и железнодорожных узлов; - соответствие наличной и потребной пропускной способности станций; - автоматизация процессов переработки вагонов;

Похожие материалы

Информация о работе