Рис. 1.1. Трехфазная симметричная модель синхронной машины
Предположим, что обмотки статора расположены симметрично как относительно друг друга, так и относительно осей вращения. Тогда магнитные оси трех фаз статора сдвинуты друг относительно друга на 120 электрических градусов. Если пренебречь потерями в стали и не учитывать насыщения во всех частях машины, то мгновенное значение напряжения на выводах любой из ее обмоток можно записать в виде
(1.1)
где r - активное сопротивление обмотки;
i- ток;
- результирующее потокосцепление обмотки;
- ЭДС индуктируемая в обмотке.
Таким образом, для каждой обмотки приложенное к ней внешнее напряжение, за вычетом активного падения в обмотке, уравновешивается обратной ЭДС. Поскольку рассматриваемые четыре электрические цепи машины (три статорные обмотки и обмотка возбуждения) являются индуктивно связанными, то результирующее потокосцепление любой обмотки зависит от собственной индуктивности обмотки, взаимных индуктивностей между нею и другими обмотками и токов, протекающих в обмотках:
(1.2)
где - собственная и взаимная индуктивность цепей.
Обозначим параметры машины, относящиеся к ее статорным обмоткам, индексами А, В и С, а к обмотке возбуждения – индексом f. Рассмотрим генераторный режим синхронной машины, когда токи статора имеют направление от зажимов в сеть, а токи ротора, наоборот, имеют направление из сети к зажимам. Тогда с учетом направления токов и на основании (1.1) и (1.2) запишем уравнения для каждой из обмоток рассматриваемой синхронной машины:
(1.3)
(1.4, а)
(1.4, б)
(1.4, в)
(1.4, г)
где r- активное сопротивление каждой фазной обмотки статора;
rf - активное сопротивление обмотки возбуждения;
LAA,…,Lff - собственные индуктивности обмоток;
LAB,…,LCf - взаимные индуктивности соответствующих обмоток.
Полученные уравнения (1.3 и 1.4) показывают взаимосвязь между напряжениями, токами, потокосцеплениями и позволяют полностью охарактеризовать переходный процесс в электрических цепях синхронной машины. Однако при исследовании электромагнитных и электромеханических переходных процессов электрическую машину целесообразно рассматривать как электродинамическую систему, состоящую из электрических цепей (обмоток) и вращающейся части (ротора). Необходимость такого рассмотрения синхронной машины объясняется взаимным влиянием электрических процессов и скорости движения ротора. Поэтому для описания поведения синхронной машины в переходном процессе систему уравнений (1.3-1.4) необходимо дополнить уравнением движения ротора
(1.5)
где Мм - момент механических сил, приложенный со стороны вала машины;
МЭ - электромагнитный момент машины.
При работе машины генератором Мм является моментом первичного двигателя (турбины). При работе машины в режиме двигателя Мм представляет собой момент механической силы рабочего механизма, приводимого в движение двигателем. Момент МЭ в генераторе является тормозящим, в двигателе - движущим.
В установившемся режиме разностьМм – МЭравна нулю и изменение скорости вращения ротора не происходит. Однако при возмущениях разность Мм – МЭ = не равна нулю, и ротор электрической машины ускоряется или тормозится в зависимости от того, является ли небаланс моментов положительным или отрицательным.
Индуктивности синхронной машины.Собственнаяиндуктивность обмотки ротора Lffне зависит от положения ротора в пространстве, так как по отношению к ней конфигурация магнитной системы остается неизменной при любом положении ротора и поэтому она имеет постоянное значение. Другие индуктивности, входящие в уравнения (1.4), изменяются во времени при вращении ротора. Индуктивность зависит от положения ротора вследствие того, что магнитная проводимость зазора для полей, создаваемых токами обмоток, из-за явнополюсности ротора зависит от его положения. Поэтому для решения дифференциальных уравнений (1.3) необходимо знать законы изменения индуктивностей в зависимости от положения ротора.
Условимся положение ротора в пространстве определять углом у, на который продольная ось опережает при вращении магнитную ось фазы А статора (см. рис. 1.1). При вращении ротора за время dtугол изменится на величину .К произвольному времени t угол у определяется из выражения
(1.6)
где - начальное значение угла при t = 0.
Если угловая частота вращения ротора постоянна (), то угол изменяется во времени по закону
(1.7)
Поскольку ротор периодически занимает одно и то же положение в пространстве, то очевидно, что и зависимость индуктивностей от угла будет периодической.
Собственная индуктивность фазной обмотки статора всегда положительна и является периодической функцией упга между магнитной осью фазы и продольной осью ротора d. Поскольку изменение магнитных потоков происходит гармонически с периодом , а не , так как при повороте ротора на повторяется цикл изменения магнитного сопротивления, то зависимость собственной индуктивности фазы статора от угла может быть выражена уравнением
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.