(1.18)
где – синхронная продольная индуктивность обмотки статора;
– синхронная поперечная индуктивность обмотки статора;
– индуктивность обмотки возбуждения;
– взаимная индуктивность обмоток статора и ротора в продольной оси.
Характерной особенностью полученных уравнений является отсутствие индуктивностей, зависящих от углового положения ротора, т. е. угла . Поэтому при вычислении производных от потокосцепления по времени операция дифференцирования будет относиться только к токам.
Анализ уравнений (1.18) показывает, что в полученных выражениях потокосцеплений нарушено правило взаимности, согласно которому для магнитносвязанных цепей взаимные индуктивности должны быть одинаковы. В выражении для потокосцепления продольного контура статора взаимная индуктивность, определяющая потокосцепление от тока обмотки возбуждения, равна , а в выражении для потокосцепления обмотки возбуждения у взаимная индуктивность оси равна 3/2 . Такое различие в выражениях для индуктивностей, определяющих взаимную индукцию полей статора и ротора, объясняется характером принятых преобразований вида (1.12) и (1.16). Более удобно записывать уравнения потокосцеплений в форме, когда принцип взаимности полностью соответствует в отношении индуктивностей магнитносвязанных цепей ротора и статора. Исходные уравнения (1.19) преобразуются к указанной форме, если вместо действительных токов ротора рассматривать уменьшенные в 2/3 раза и вместо действительных индуктивностей цепей ротора - увеличенные в 3/2 раза. Поскольку уравнения синхронной машины обычно записываются в системе относительных единиц, то необходимые преобразования могут быть сделаны одновременно с введением новых параметров, а уравнения (1.18) представлены как:
(1.19)
В полученных уравнениях для потокосцеплений и (индекс относительности величин в дальнейшем для простоты изложения будем опускать) содержатся названные нами поперечная и продольная индуктивности обмотки статора, математически определяемые через коэффициенты собственных и взаимных индуктивностей фазных обмоток машин, согласно выражениям (1.18). Однако индуктивности и имеют простой физический смысл. Предположим, что к трехфазной сети с симметричными напряжениями подключена синхронная машина с отключенной системой возбуждения (=0). Если ротор машины вращать с частотой, равной частоте магнитного поля, то ротор и магнитное поле статора будут неподвижны относительно друг друга. Допустим, что в таком синхронном режиме амплитуда магнитного поля совпадает с продольной осью полюсов d. В этом случае будет отсутствовать магнитное поле вдоль оси q, и следовательно, потокосцепление . Таким образом, в рассматриваемом режиме работы машины потокосцепление с обмотками статора будет определяться только величиной Согласно (1.19), равенство может выполняться, только если =0. Поэтому фазные токи статора в данных условиях являются только продольными. Следовательно, индуктивность из первого уравнения (1.19) при (=0 определится так:
(1.20)
Поскольку для рассматриваемого случая потокосцепление определяется фазной обмоткой, а ток равен амплитуде фазного тока, то их отношение (1.20) есть индуктивность фазной обмотки. Однако физически – это не просто индуктивность какой-либо фазы, а эквивалентная индуктивность, учитывающая взаимные индуктивности с другими фазами. Если – величина постоянная, то в нашем случае изменение во времени потокосцепления совпадает по фазе с изменением во времени тока. Вследствие этого отношение (1.20) потока к току получается величиной неизменной при вращении ротора.
Таким образом, величина с физической точки зрения представляет индуктивность фазной обмотки статора при протекании по обмоткам статора симметричных синусоидальных токов прямой последовательности, вращении ротора с синхронной частотой и ориентации поля токов статора по продольной оси. Соответствующее сопротивление называется синхронным индуктивным сопротивлением по продольной оси. На рис. 1.8 показаны состояние обмоток машины (а) и условная картина магнитного поля (б), соответствующая сопротивлению обмотки статора, равному Следует отметить, что при принятых условиях магнитный поток относительно ротора неподвижен, и поэтому он и потокосцепление обмотки возбуждения не меняются в зависимости от состояния обмотки, замкнута она или, как показано на рис. 1.8, а, разомкнута. Если при принятом режиме ориентации магнитного поля по оси d (рис. 1.8, б) выполнить замеры фазного напряжения , тока и мощности синхронной машины, то можно определить полное, активное и индуктивное сопротивления
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.