(1.18)
где – синхронная
продольная индуктивность обмотки статора;
– синхронная
поперечная индуктивность обмотки статора;
– индуктивность
обмотки возбуждения;
– взаимная
индуктивность обмоток статора и ротора в продольной оси.
Характерной
особенностью полученных уравнений является отсутствие индуктивностей,
зависящих от углового положения ротора, т. е. угла . Поэтому
при вычислении производных от потокосцепления по времени операция
дифференцирования будет относиться только к токам.
Анализ уравнений (1.18) показывает, что в полученных
выражениях потокосцеплений нарушено правило взаимности, согласно которому для
магнитносвязанных цепей взаимные индуктивности должны быть одинаковы. В
выражении для потокосцепления продольного контура статора взаимная
индуктивность, определяющая потокосцепление от тока обмотки возбуждения, равна
, а в выражении для
потокосцепления обмотки возбуждения у взаимная индуктивность оси равна 3/2
. Такое различие в выражениях
для индуктивностей, определяющих взаимную индукцию полей статора и ротора,
объясняется характером принятых преобразований вида (1.12) и (1.16). Более
удобно записывать уравнения потокосцеплений в форме, когда принцип взаимности
полностью соответствует в отношении индуктивностей магнитносвязанных цепей
ротора и статора. Исходные уравнения (1.19) преобразуются к указанной форме,
если вместо действительных токов ротора рассматривать уменьшенные в 2/3 раза и
вместо действительных индуктивностей цепей ротора - увеличенные в 3/2 раза.
Поскольку уравнения синхронной машины обычно записываются в системе
относительных единиц, то необходимые преобразования могут быть сделаны
одновременно с введением новых параметров, а уравнения (1.18) представлены как:
(1.19)
В
полученных уравнениях для потокосцеплений и
(индекс относительности
величин в дальнейшем для простоты изложения будем опускать) содержатся
названные нами поперечная
и продольная
индуктивности обмотки
статора, математически определяемые через коэффициенты собственных и взаимных
индуктивностей фазных обмоток машин, согласно выражениям (1.18). Однако
индуктивности
и
имеют
простой физический смысл. Предположим, что к трехфазной сети с симметричными
напряжениями подключена синхронная машина с отключенной системой возбуждения (
=0).
Если ротор машины вращать с частотой, равной частоте магнитного поля, то ротор
и магнитное поле статора будут неподвижны относительно друг друга. Допустим,
что в таком синхронном режиме амплитуда магнитного поля совпадает с продольной
осью полюсов d. В
этом случае будет отсутствовать магнитное поле вдоль оси q, и
следовательно, потокосцепление
. Таким образом, в
рассматриваемом режиме работы машины потокосцепление с обмотками статора будет
определяться только величиной
Согласно (1.19), равенство
может выполняться, только
если
=0.
Поэтому фазные токи статора в данных условиях являются только продольными.
Следовательно, индуктивность
из
первого уравнения (1.19) при (
=0 определится
так:
(1.20)
Поскольку
для рассматриваемого случая потокосцепление определяется фазной
обмоткой, а ток
равен амплитуде фазного
тока, то их отношение (1.20) есть индуктивность фазной обмотки. Однако
физически
– это
не просто индуктивность какой-либо фазы, а эквивалентная индуктивность, учитывающая
взаимные индуктивности с другими фазами. Если
– величина постоянная, то в
нашем случае изменение во времени потокосцепления совпадает по фазе с
изменением во времени тока. Вследствие этого отношение (1.20) потока к току
получается величиной неизменной при вращении ротора.
Таким
образом, величина с
физической точки зрения представляет индуктивность фазной обмотки статора при
протекании по обмоткам статора симметричных синусоидальных токов прямой
последовательности, вращении ротора с синхронной частотой и ориентации поля
токов статора по продольной оси. Соответствующее сопротивление
называется
синхронным индуктивным сопротивлением по продольной оси. На
рис. 1.8 показаны состояние обмоток машины (а) и
условная картина магнитного поля (б), соответствующая
сопротивлению обмотки статора, равному
Следует отметить, что при
принятых условиях магнитный поток относительно ротора неподвижен, и поэтому он
и потокосцепление обмотки возбуждения не меняются в зависимости от состояния
обмотки, замкнута она или, как показано на рис. 1.8, а, разомкнута. Если при принятом
режиме ориентации магнитного поля по оси d (рис.
1.8, б) выполнить замеры фазного напряжения
, тока
и мощности
синхронной машины, то можно
определить полное, активное и индуктивное сопротивления
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.