Магнитное состояние машины, определяющее синхронное индуктивное сопротивление по продольной оси. Уравнения напряжений синхронной машины. Модель машины с вращающимися щетками при неподвижной обмотке статора, страница 4

Электромагнитный момент возникает от взаимодействия разноименных токов и потокосцеплений. При этом момент,  обусловленный  и  действует на ротор в направлении его вращения. Поскольку направление момента совпадает с направлением вращения ротора, то знак момента необходимо принять положительным, т. е. . Электромагнитный момент , определяемый , направлен против вращения ротора. Поэтому с учетом направления действия двух составляющих электромагнитного момента будем иметь

 .                                   (1.29)

1.1.2.3. Уравнение движения ротора

Угловое положение ротора в пространстве было нами принято определять углом у поворота оси d относительно неподвижной фазы А. Однако обычно рассматривают не абсолютное движение ротора в пространстве, характеризуемое углом  и скоростью его вращения, а относительное движение по отношению к некой оси, чаще всего вращающейся с постоянной синхронной скоростью . Преимущества такого измерения углового положения ротора объясняются тем, что электрические машины в энергосистемах работают в сети, мощность которой значительно превосходит номинальную мощность машины. Если мощность такой сети в несколько раз больше мощности машины (обычно > 10), то сеть идеализируют и принимают ее бесконечно мощной. Напряжение и частота сети бесконечной мощности остаются неизменными, какие бы процессы ни происходили в исследуемой машине. Поэтому на диаграммах вектор напряжения сети бесконечной мощности можно изобразить неизменным по амплитуде и вращающимся с постоянной синхронной скоростью.

Поэтому в дальнейшем будем рассматривать движение ротора машины относительно вектора напряжения сети . По существу, это вращение ротора относительно результирующего магнитного поля обмотки статора. В соответствии со сказанным угловую скорость вращения ротора  можно рассматривать как сумму синхронной скорости  и скорости перемещения ротора относительно синхронно вращающейся оси :

.                                           (1.30)

Поскольку , то уравнение движения ротора (1.5) может быть записано в виде

.                                      (1.31)

 

Для перехода к относительным единицам, разделим все члены уравнения (1.31) дополнительно на номинальный момент синхронной машины

а левую часть уравнения (1.31) дополнительно умножим на отношение  .

В результате получим

где  – номинальная мощность электрической машины;

– моменты в относительных единицах.

В полученном уравнении величина () характеризует относительное движение ротора и обычно называется скольжением:

.                                            (1.32)

Соотношение  этого уравнения является механической постоянной инерцией, имеющей размерность времени; обозначим ее

(1.33)

С учетом (1.32) и (1.33) уравнение движенияротора примет вид

(1.34)

Полученная в результате формальных преобразований Т имеет физический смысл. Действительно, из уравнения (1.34) можно получить

(1.35)

Пусть требуется найти время, в течение которого ротор машины разворачивается от состояния покоя () до синхронной скорости () при   и неизменном вращающемся моменте, равном номинальному ().

Для невращающегося ротора в соответствии с (1.32) скольжение для ротора, вращающегося с синхронной скоростью,  Поэтому искомое время разворота может быть найдено из (1.35) путем его интегрирования:

(1.36)

Отсюда следует, что величина механической постоянной инерции  численно равна промежутку времени, необходимому для изменения скорости машины от нуля до синхронной при постоянном вращающемся моменте, равном номинальному.

Для характеристики относительного движения ротора введем дополнительно угол  между поперечной осью машины q и вектором напряжения сети  (рис. 1.11).

Если вектор  вращается с постоянной синхронной скоростью , а ротор – со скоростью , то, как следует из рис. 1.11,

(1.37)

где  – начальное (при )значение угла между вектором осью фазы А.

Продифференцировав это уравнение, получим

Поскольку    и с учетом (1.32), полученное уравнение запишем в виде

(1.38)

Из (1.38) определим параметры абсолютного движения ротора:

(1.39)