8. Контроль антикоррозионных свойств масел следует осуществлять осмотром образцов-индикаторов, помещаемых в грязный отсек маслобака соответствующей маслосистемы ниже минимально возможного рабочего уровня масла. Индикаторы должны быть установлены таким образом, чтобы исключить их контакт с металлическими частями оборудования маслобака. Индикаторы должны быть выполнены из стали 45 в виде круглых пластин диаметром 50 мм и толщиной от 2 до 3 мм и иметь отверстие для подвешивания диаметром 5 мм в 5 мм от края пластины. Поверхность пластины должна быть отшлифована до зеркального состояния (шероховатость Ra от 0,63 до 0,32 мкм), включая торцевые поверхности и стенки отверстия. В случае появления на индикаторах следов коррозии - отдельных темных точек диаметром от 1 до 2 мм - следует провести количественное определение этого показателя на стальных пластинах в соответствии с методикой описанной в СТО. Если при этих испытаниях величина коррозии стальных пластин составляет 6 г/м2 и более следует ужесточить контроль за антикоррозионными свойствами масла и проводить испытания количественным методом один раз в шесть месяцев для решения вопроса о необходимости и времени дополнительного введения антикоррозионной присадки или замене масла.
Для масел работающих во вспомогательном оборудовании - по решению технического руководителя при КЧ масла выше 0,1 мг КОН/г.
9. Доливки в маслосистемы работающих турбоагрегатов производят маслом, отвечающим требованиям таблицы 1, предъявляемым к маслам при их вводе в эксплуатацию. Рекомендуется доливки проводить свежим подготовленным маслом, той же марки, что и масло эксплуатируемое в маслосистемах турбоагрегатов.
10. Нефтяное турбинное масло, находящееся в эксплуатации в маслосистемах турбоагрегатов должно удовлетворять требованиям, приведенным в таблице 2.
Таблица 2 - Нормативные требования, предъявляемые к нефтяным турбинным маслам, работающим в маслосистемах турбин
Наименование показателя |
Значение показателя |
Метод испытания |
1 |
2 |
3 |
1 Кислотное число, мг КОН/г, не более |
0,3 |
Приложение Б.3 |
2 Содержание шлама, % массы, не более |
0,005 |
См. СТО |
3 Время деэмульсации, с, не более |
600 |
Приложение Б.8 |
4 Коррозия на стальных пластинах, г/м2, не более |
16 |
См. СТО |
5 Стабильность против окисления (14 ч непрерывно при 120 °С и расходе кислорода 200 см3/мин) |
Приложение Б.10 |
|
- кислотное число, не более мг КОН/г |
0,6 |
|
- осадок, не более % массы |
0,15 |
|
6 Класс промышленной чистоты: |
Приложение Б.7 |
|
- для автономных систем регулирования и УВГ, не более |
9 |
|
- для объединенных систем маслоснабжения и систем смазки, не более |
10 |
|
7 Содержание воды, % массы |
отсутствие |
Приложение Б.9 |
8 Содержание механических примесей, % массы, не более |
0,005 |
Приложение Б.6 |
Если качество масла, находящегося в эксплуатации, перестает соответствовать требованиям РД и не может быть улучшено очисткой, введением присадок и другими методами, оно подлежит замене в ближайший останов.
Старение масел и средства защиты масел от старения
В процессе эксплуатации турбоагрегатов залитое в их системы смазывания турбинное масло претерпевает глубокое изменение, которое характеризуется понятием «старение», включающее изменения его химических и физических свойств. Старение масла происходит в результате контакта масла с кислородом воздуха, стимулируется каталитическим действием воды и металлов и быстро прогрессирует с повышением температуры, а также уменьшения концентрации введенных в масло присадок.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.