Краткая характеристика нефтяных турбинных масел. Очистка масел при их производстве. Нормативные требования к качеству товарных и свежих, нефтяных турбинных масел, страница 12

7. На электростанцию турбинные масла поступают в стабилизированном виде и вопрос о добавлении присадок связан с расходованием компонентов комплексной присадки во время работы. Антиокислительный компонент присадки расходуется довольно медленно, противокоррозионная и деэмульгирующая – расходуются относительно быстро. Так, обычно через 6-8 мес. эксплуатации, если имеет место частое попадание воды в масло, что особенно показательно для турбоустановок, работающих в пиковом режиме, и через 1 год эксплуатации в базовом режиме деэмульгирующие свойства масла значительно ухудшаются. Несколько медленнее расходуется противокоррозионная присадка, однако и срок ее пребывания в масле очень сильно зависит от попадания в него воды. Таким образом, эти две присадки расходуются взаимосвязано, т.к. исчезновение деэмульгирующей присадки вызывает повышение содержания воды в масле из-за ухудшения деэмульгирующих свойств, что приводит к ускоренному расходованию противокоррозионной присадки.

Эффект улучшения качества масла, эксплуатируемого в оборудовании, аналогичный вводу присадок, может быть достигнут за счет обновления масла (долив большого количества свежего масла от 10,0 до 30,0 %). Долив такого количества масла в маслосистемы, содержащие масляный шлам, также может сопровождаться ухудшением класса промышленной чистоты и потребует дополнительной очистки масла с помощью МОО (примечание - при этом происходит частичное самоочищение маслосистемы).

Требования к подготовке маслосистем после монтажа и в период капитальных ремонтов

1. Предмонтажную очистку и консервацию маслопроводов следует производить в соответствии с действующими методиками, принятыми монтажными организациями. Наиболее эффективной является технология «чистого монтажа», использующая предварительную поэлементную отмывку трубопроводов и последующий их монтаж с применением аргоновой сварки.

По окончании монтажа маслосистемы необходимо провести ее очистку от твердых частиц (занесенных при сборке) гидродинамическим способом, промывочной порцией свежего масла с помощью прокачки по контурам. Во время промывок в работу должно быть включено маслоочистительное оборудование. Качество промывки контролируют по загрязненности сеток в маслобаке и фильтров тонкой очистки.

2. В период капитальных ремонтов очистку маслосистем от механических примесей и шлама следует проводить только гидродинамическими методами или иными прошедшими апробацию способами (выбор конкретной технологии определяет производитель работ по согласованию с заказчиком). При монтаже и замене отдельных участков маслопровода допустима только посекционная промывка и сборка принятых на чистоту элементов.

Если при осмотре во время ремонта обнаружено разрушение краски на внутренних поверхностях масляного бака (наличие трещин, вспучивание, признаки отслаивания), то перед заливкой масла необходимо удалить краску со всей внутренней поверхности бака; повторную окраску производить не следует. Поврежденные места зачищают шабером и смазывают чистым маслом.

Накапливающийся в маслосистеме шлам ускоряет старение масел, значительно ухудшая их качество. Поэтому следует обращать особое внимание на чистоту отмывки маслосистем. Применяемая технология промывки маслосистем и их элементов должна обеспечивать остаточное минимальное содержание шлама после промывки (не более 10 г/м2). Маслоохладители могут быть промыты отдельно горячим раствором тринатрийфосфата с ПАВ с последующей отмывкой водой до нейтральной реакции или иными химическими реагентами (способами), допущенными в установленном порядке к использованию. Чистоту маслоохладителей проверяют с помощью металлической линейки, которую пропускают между трубками маслоохладителя. При этом на ней не должно быть обнаружено следов шлама.

3. Запрещается применение фосфатно-конденсатного способа очистки маслосистем, так как остающиеся в маслосистеме следы щелочного раствора реагируют с содержащейся в маслах антикоррозионной присадкой, имеющей кислый характер. В результате этого антикоррозионная присадка быстро выводится из масла, и оно становится непригодным к эксплуатации.