Очистка масел при их производстве
Масляные дистилляты, получаемые на перегонных установках, содержат асфальто-смолистые вещества, сернистые, кислородные и азотистые соединения. Эти соединения являются нежелательными примесями в маслах и поэтому их удаляют.
В этом и заключается назначение очистки. Очистка масел производится серной кислотой, щелочью, отбеливающими землями, селективными избирательными растворителями (нитробензолом, фурфуролом, пропаном, фенолом и другими). Некоторые масла, кроме того, подвергаются депарафинизации при низких температурах для понижения температуры их застывания.
Способ очистки масляных дистиллятов в значительной мере влияет на качество товарного турбинного масла, поэтому в названии масла часто указывают промышленную технологию извлечения "нежелательных" примесей:
- сернокислая (очистка масляных дистиллятов серной кислотой)
Этот метод является одним из наиболее давно используемых для производства турбинных масел. Очистку серной кислотой проводят для удаления ароматических углеводородов, а также смолистых, азотистых и сернистых соединений, которые ухудшают стабильность свойств масел при хранении и эксплуатации.
Способ очистки масляных дистиллятов серной кислотой в последние годы постепенно вытесняется современными методами очистки.
- селективная (очистка селективными растворителями фенолом, фурфуролом и другими с последующей обработкой природными сорбентами)
Этот метод очистки наиболее широко распространен. Метод основан на различной растворимости компонентов масляных фракций в растворителях и их смесях при определенной температуре и соотношении растворителей и сырья.
Главной задачей очистки нефтяных фракций при помощи растворителей является извлечение из масляного дистиллята полициклических ароматических и нафтеноароматических углеводородов, сернистых, азотистых соединений и смолистых веществ.
- гидрогенезационная (метод основан на прохождении масляных дистиллятов через неподвижный слой катализатора в атмосфере водорода). Под воздействием водорода сернистые соединения, главным образом сульфиды, преобразуются в сероводород, удаляемый с газообразными продуктами.
Каталитический метод в последнее время все чаще применяют в качестве доочистки взамен отбеливающих земель (отбеливающих глин). При его использовании значительно уменьшаются потери масла, связанные с невозможностью отделения его (масла) от отработанной земли, улучшается цвет масла и ряд других показателей.
Ассортимент масел, выпускаемый нефтяной промышленностью, охватывает более пятидесяти наименований. Они могут быть разделены на два основных класса: смазочные и несмазочные.
В соответствии с областью применения смазочные масла разделяются на группы:
- для паровых турбин и гидротурбин;
- индустриальные;
- для двигателей внутреннего сгорания (авиационные, дизельные, автомобильные);
- для специальных механизмов (осевые, трансмиссионные);
- цилиндровые;
- компрессорные.
Примером несмазочных масел является трансформаторное масло.
Турбинные масла
Турбинные масла должны обеспечивать смазывание и теплоотвод, а также выполнять функцию гидравлического масла в системе регулирования работы турбины. Требования к турбинным маслам зависят от типа привода, конструкции турбин и места их размещения, поэтому одно и то же турбинное масло может оказаться как пригодным, так и непригодным при разных условиях эксплуатации. Как правило, в турбинах циркулирующее масло выполняет функции и смазочного, и гидравлического масла. Предполагается, что большое количество залитого масла обеспечит работу в течение длительного периода. Залитое масло следует проверять через определенные временные интервалы и периодически подвергать очистке. Ожидаемый срок службы зависит не только от полученных при анализе результатов, но и от степени изменения свойств по сравнению с данными предыдущей проверки.
Краткая характеристика масел
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.