Краткая характеристика нефтяных турбинных масел. Очистка масел при их производстве. Нормативные требования к качеству товарных и свежих, нефтяных турбинных масел, страница 2

Очистка масел при их производстве

Масляные дистилляты, получаемые на перегонных установках, содержат асфальто-смолистые вещества, сернистые, кислородные и азотистые соединения. Эти соединения являются нежелательными примесями в маслах и поэтому их удаляют.

В этом и заключается назначение очистки. Очистка масел производится серной кислотой, щелочью, отбеливающими землями, селективными избирательными растворителями  (нитробензолом, фурфуролом, пропаном, фенолом и другими). Некоторые масла, кроме того, подвергаются депарафинизации при низких температурах для понижения температуры их застывания.

         Способ очистки масляных дистиллятов в значительной мере влияет на качество товарного турбинного масла, поэтому в названии масла часто указывают  промышленную технологию извлечения "нежелательных" примесей:

-    сернокислая  (очистка масляных дистиллятов серной кислотой)

Этот метод является одним из наиболее давно используемых для производства турбинных масел. Очистку серной кислотой проводят для удаления ароматических углеводородов, а также смолистых, азотистых и сернистых соединений, которые ухудшают стабильность свойств масел при хранении и эксплуатации.

Способ очистки масляных дистиллятов серной кислотой в последние годы постепенно вытесняется современными методами очистки.

- селективная (очистка селективными растворителями фенолом, фурфуролом и другими с последующей обработкой природными сорбентами)

Этот метод очистки наиболее широко распространен. Метод основан на различной растворимости компонентов масляных фракций в растворителях и их смесях при определенной температуре и соотношении растворителей и сырья.

Главной задачей очистки нефтяных фракций при помощи растворителей является извлечение из масляного дистиллята полициклических ароматических и нафтеноароматических углеводородов, сернистых, азотистых соединений и смолистых веществ.

- гидрогенезационная (метод основан на прохождении масляных дистиллятов через неподвижный слой катализатора в атмосфере водорода). Под воздействием водорода сернистые соединения, главным образом сульфиды, преобразуются в сероводород, удаляемый с газообразными продуктами.

Каталитический метод в последнее время все чаще применяют в качестве доочистки взамен отбеливающих земель (отбеливающих глин). При его использовании значительно уменьшаются потери масла, связанные с невозможностью отделения его (масла) от отработанной земли, улучшается цвет масла и ряд других показателей.

Ассортимент масел, выпускаемый нефтяной промышленностью, охватывает более  пятидесяти  наименований. Они могут быть разделены на два основных класса: смазочные и  несмазочные.

В соответствии с областью применения смазочные масла разделяются на группы:

-   для паровых турбин и гидротурбин;

-  индустриальные;

-  для двигателей внутреннего сгорания (авиационные, дизельные, автомобильные);

-  для специальных механизмов (осевые, трансмиссионные);

-  цилиндровые;

-  компрессорные.

Примером  несмазочных масел является трансформаторное масло.

Турбинные масла

Турбинные масла должны обеспечивать смазывание и теплоотвод, а также выполнять функцию гидравлического масла в системе регулирования работы турбины. Требования к турбинным маслам зависят от типа привода, конструкции  турбин и места их размещения, поэтому одно и то же турбинное масло может оказаться как пригодным, так и непригодным при разных условиях эксплуатации. Как правило, в турбинах циркулирующее масло выполняет функции и смазочного, и гидравлического масла. Предполагается, что большое количество залитого масла обеспечит работу в течение длительного периода. Залитое масло следует проверять через определенные временные интервалы и периодически подвергать очистке. Ожидаемый срок службы зависит не только от полученных при анализе результатов, но и от степени изменения свойств по сравнению с данными предыдущей проверки.

Краткая характеристика масел