Термины и определения
Товарное масло: Масло, поступившее от завода изготовителя (поставщика), находящееся в транспортной емкости (железнодорожной или автомобильной цистерне, бочке и т.п.), сопровождаемое сертификатом или паспортом завода-изготовителя, удостоверяющим его соответствие требованиям государственного стандарта или технических условий.
Свежее масло: Масло, слитое из транспортных емкостей и (или) находящееся на хранении, соответствующее требованиям стандарта или технических условий.
Подготовленное или очищенное масло: Масло, прошедшее специальную обработку (осушку, очистку от механических примесей и при необходимости дегазацию), соответствующее требованиям, предъявляемым к маслу, предназначенному к заливу (доливу) в энергетическое оборудование.
Эксплуатационное масло: Масло, находящееся в энергетическом оборудовании и соответствующее требованиям, предъявляемым к маслу, эксплуатируемому в оборудовании, а также масла находящиеся на хранении после слива из оборудования, которые могут быть повторно применены по прямому назначению без дополнительной обработки (очистки, стабилизации присадками, регенерации).
Отработанное масло: Масло, слитое из оборудования в случае несоответствия эксплуатационным нормам (предельно-допустимым значениям) или по истечению установленного срока службы, которое нельзя использовать по прямому назначению без дополнительной обработки.
Регенерированное масло: Масло (отработанное), прошедшее регенерацию, пригодное для повторного применения по прямому назначению, соответствующее требованиям, предъявляемым к регенерированному маслу.
Некондиционное масло: Масло, не удовлетворяющее требованиям стандарта или технических условий.
Загрязнения: Вещества различной природы (вода, механические примеси, масляный шлам, пузырьки газов), попавшие в масло из окружающей среды или технологических систем при его изготовлении, транспортировании, хранении, перекачке или эксплуатации, ухудшающие его эксплуатационные характеристики и находящиеся в масле в дисперсном (взвешенном) состоянии.
Продукты старения: Вещества различной природы (асфальто-смолистые соединения, кислоты, соли различных кислот, различные гетероатомные органические соединения, вода, газы), образовавшиеся в масле в процессе его хранения или эксплуатации за счет деградации самого масла и (или) конструкционных материалов, ухудшающие его эксплуатационные характеристики и находящиеся в масле в растворенном и (или) мелкодисперсном (коллоидном) состоянии.
Масляный шлам: Коагулированные или конденсированные продукты старения, находящиеся в масле в растворенном, взвешенном состоянии или в виде осадков.
Механические примеси: Взвешенные частицы различной природы (частицы металлов, продукты коррозии и износа конструкционных материалов, целлюлозные волокна, частицы силикатных и органических эластомеров, пыль, колонии бактерий и т.п.), ухудшающие эксплуатационные характеристики масла.
Присадки: Вещества различной природы, добавляемые в масла для улучшения их эксплуатационных характеристик (качества).
Очистка: Процесс удаления из масла только загрязнений с использованием в основном физических методов (отстой, фильтрация, центробежная сепарация, вакуумное испарение и др.) для обеспечения соответствия качества масла, заливаемого в энергетическое оборудование, требованиям НТД.
Регенерация: Процесс восстановления эксплуатационных характеристик (качества) до требований, предъявляемым к регенерированному маслу и пригодного для повторного применения его по прямому назначению.
Регенерация масла предусматривает удаление из масла, как загрязнений, так и продуктов старения с использованием различных физических, физико-химических и химических методов (адсорбция, кислотная и щелочная очистка, гидроочистка, селективная очистка, термовакуумное фракционирование и др.). Технологически процесс регенерации масла включает в себя комбинацию различных методов удаления нежелательных компонентов (загрязнения, продукты старения, асфальто-смолистые вещества и полиароматические углеводороды) с последующей стабилизацией очищенного масла с помощью присадок.
Стабилизация присадками: Ввод присадок в эксплуатационное и (или) регенерированное масло, для повышения его качества и продления срока службы в оборудовании и обеспечения соответствия эксплуатационных характеристик требованиям НТД.
Краткая характеристика нефтяных турбинных масел
Производство масел
Основным источником получения масел является нефть. При перегонке нефти при атмосферном давлении и определенной температуре получают легкие фракции, при ректификации (разделении) и охлаждении которых получаются светлые дистилляты: бензин, керосин, дизельное топливо и остаток перегонки – мазут.
При перегонке мазута под вакуумом получают масляные дистилляты: соляровый, веретенный, машинный и т.д., а в остатке - тяжелый масляный концентрат.
Масла, получаемые из дистиллятов, называются дистиллятными, а из остатков – остаточными. При смешении дистиллятных масел с остаточными получают различную гамму масел заданной вязкости.
Таким образом, применяемые масла представляет собой смесь дистиллятного и остаточного масел с вязкостью порядка 28-35 мм2/сек (сСт) при температуре 400С.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.