Коэффициенты pКР, pТ зависят от профиля и плана пути на участке обращения, а также от эксплуатационных режимов локомотива и могут определятся по результатам наблюдений за работой локомотива. Для расчета примем: pКР=0,2; pТ=0,8.
σm=55,88+0,2*105,679+0,8*13,983=88,202, МПа.
Пределом выносливости σr называется максимальное напряжение от такой циклической нагрузки, которую образец из материала детали выдерживает без разрушения при базовом числе циклов .
Для асимметричного цикла, соответствующего нагрузке рамы, предельно допустимые напряжения σr существенно зависят от среднего напряжения. Чем меньше амплитуда пульсаций напряжения по сравнению с напряжением от статической нагрузки, тем лучше материал сопротивляется усталости, тем выше предел выносливости. Однако он не может быть больше предела прочности σВ; при статическом напряжении такой величины пульсации недопустимы.
Напряженное состояние рамы отличается не только асимметрией цикла, но и переменностью, как среднего, так и амплитудного значения напряжений. Если сумма среднего напряжения и амплитуды цикла меньше предельно допустимого, то образец не будет иметь усталостных повреждения при числе циклов, превышающем базовое . Случайный процесс нагружения рамы тележки характеризуется переменной амплитудой напряжений с величиной, не превышающей предельно допустимую. Поэтому при расчетах пользуются гипотезой линейного накопления повреждений, в соответствие с которой приведенное к базовому число циклов амплитудное напряжение σaПР определяется из выражения:
;
где σаi, ni – различные переменные напряжения и соответствующее им число циклов.
Частные значения напряжений σаi от переменной нагрузки определяются в соответствии со скоростями движения как:
;
Число циклов ni можно определить из следующих соображений. Расчетный срок службы локомотива 30 лет.
Среднегодовое время эксплуатации электровоза (годовой пробег L = 200000 км и средней эксплуатационной скорости 50 км/ч) τ≈4000 час≈ с.
Частота изменения динамических напряжений для подрессоренных элементов тележки может быть принята близкой к собственной частоте f≈2 Гц.
В этом случае число циклов нагружения за полный срок службы локомотива:
Если вероятность эксплуатации электровоза со скоростью Vi равна pi, то число циклов нагружения с амплитудой σаi составит: .
Приведенное амплитудное напряжение можно рассчитать по формуле:
Таблица 9.
Исходные данные для расчёта, приведенного амплитудного напряжения.
i |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
V |
10 |
30 |
50 |
70 |
90 |
Кдi |
0,172 |
0,315 |
0,458 |
0,601 |
0,744 |
σаi |
9,584 |
17,577 |
25,569 |
33,562 |
41,555 |
σ6аi |
775099 |
29488001 |
279462689 |
1429172149 |
5148850678 |
Pi |
0,1 |
0,1 |
0,6 |
0,1 |
0,1 |
σ6аi Pi |
77510 |
2948800 |
167677614 |
142917215 |
514885068 |
Коэффициент вертикальной динамики:
V=10 км/час:
Приведенное амплитудное напряжение равно:
Из-за наличия концентраторов напряжения и ряда других причин, элементы рамы, подвергающиеся асимметричному переменному напряжению, должны иметь дополнительный запас прочности.
При этом предел выносливости снижается за счет снижения в kσ раз переменной составляющей предельно допустимого напряжения.
kσ – это коэффициент снижения усталостной прочности по сравнению с образцом.
где kпов – коэффициент, учитывающий чистоту обработки поверхности;
k1, k2 – коэффициенты, учитывающие неоднородность и внутреннее напряжение материала;
βК – коэффициент, учитывающий влияние концентраций напряжений.
Зависимость предельно допустимых напряжений от среднего напряжения с учетом снижения усталостной прочности показана на рис. 10.
Точка А соответствует расчетному максимальному напряжению цикла σа+σm; точка В соответствует среднему напряжению цикла σm; Точка С соответствует пределу выносливости σrк с учетом снижения усталостной прочности, т.е. допустимая амплитуда здесь в kσ раз ниже. Запас усталостной прочности с учетом максимального напряжения:
;
;
и соответственно запас усталостной прочности:
здесь – коэффициент чувствительности металла к асимметрии цикла. Для материала рамы σ0=250МПа, σ-1=200МПа, σвр=400МПа. Для расчетного сечения kσ=2,4.
Запас усталостной прочности:
Усталостную прочность можно считать достаточной, если nσ≥1,4.
nσ=1,61≥1,4
Вывод: Тележка (исходя из условия) удовлетворяет условиям прочности.
В данном курсовом проекте проведена упрощенная проверка на прочность и выносливость рамы электровоза ВЛ-10 путем расчета коэффициента запаса статической и усталостной прочности. Произведен расчет сил, действующих на тележку в статическом и динамическом режимах. Вычислены напряжения в опасном сечении рамы тележки от весовой нагрузки, при работе тяговых двигателей, от кососимметричной нагрузки рамы и от вертикальной динамической нагрузки. Получившиеся напряжения при наиболее неблагоприятном сочетании нагрузок не превышают допустимые значения. Коэффициент запаса статической прочности и коэффициент запаса усталостной прочности имеют достаточную величину, чтобы в течение всего срока службы локомотива (30 лет) вероятность появления повреждений была близка к нулю.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.