Проверка на прочность и выносливость двухосной тележки электровоза, страница 6

Коэффициенты pКР, pТ зависят от профиля и плана пути на участке обращения, а также от эксплуатационных режимов локомотива и могут определятся по результатам наблюдений за работой локомотива. Для расчета примем: pКР=0,2; pТ=0,8.

σm=55,88+0,2*105,679+0,8*13,983=88,202, МПа.

14. Приведённое амплитудное напряжение расчётного цикла.

Пределом выносливости σr называется максимальное напряжение от такой циклической нагрузки, которую образец из материала детали выдерживает без разрушения при базовом числе циклов .

Для асимметричного цикла, соответствующего нагрузке рамы, предельно допустимые напряжения σr существенно зависят от среднего напряжения. Чем меньше амплитуда пульсаций напряжения по сравнению с напряжением от статической нагрузки, тем лучше материал сопротивляется усталости, тем выше предел выносливости. Однако он не может быть больше предела прочности σВ; при статическом напряжении такой величины пульсации недопустимы.

Напряженное состояние рамы отличается не только асимметрией цикла, но и переменностью, как среднего, так и амплитудного значения напряжений. Если сумма среднего напряжения и амплитуды цикла меньше предельно допустимого, то образец не будет иметь усталостных повреждения при числе циклов, превышающем базовое . Случайный процесс нагружения рамы тележки характеризуется переменной амплитудой напряжений с величиной, не превышающей предельно допустимую. Поэтому при расчетах пользуются гипотезой  линейного накопления повреждений, в соответствие с которой приведенное к базовому число циклов амплитудное напряжение σaПР определяется из выражения:

;

где      σаi, ni – различные переменные напряжения и соответствующее им число циклов.

Частные значения напряжений σаi от переменной нагрузки определяются в соответствии со скоростями движения как:

;

Число циклов ni можно определить из следующих соображений. Расчетный срок службы локомотива 30 лет.

Среднегодовое время эксплуатации электровоза (годовой пробег L = 200000 км и средней эксплуатационной скорости 50 км/ч) τ≈4000 час≈ с.

Частота изменения динамических напряжений для подрессоренных элементов тележки может быть принята близкой к собственной частоте f≈2 Гц.

В этом случае число циклов нагружения за полный срок службы локомотива:

Если вероятность эксплуатации электровоза со скоростью Vi равна pi, то число циклов нагружения с амплитудой σаi составит: .

Приведенное амплитудное напряжение можно рассчитать по формуле:

Таблица 9.

Исходные данные для расчёта, приведенного амплитудного напряжения.

i

1

2

3

4

5

V

10

30

50

70

90

Кдi

0,172

0,315

0,458

0,601

0,744

σаi

9,584

17,577

25,569

33,562

41,555

σ6аi

775099

29488001

279462689

1429172149

5148850678

Pi

0,1

0,1

0,6

0,1

0,1

σ6аi Pi

77510

2948800

167677614

142917215

514885068

Коэффициент вертикальной динамики:

V=10 км/час:

Приведенное амплитудное напряжение равно:

15. Оценка усталостной прочности рамы.

Из-за наличия концентраторов напряжения и ряда других причин, элементы рамы, подвергающиеся асимметричному переменному напряжению, должны иметь дополнительный запас прочности.

При этом предел выносливости снижается за счет снижения в kσ раз переменной составляющей предельно допустимого напряжения.

kσ – это коэффициент снижения усталостной прочности по сравнению с образцом.

где      kпов – коэффициент, учитывающий чистоту обработки поверхности;

k1, k2 – коэффициенты, учитывающие неоднородность и внутреннее напряжение материала;

βК – коэффициент, учитывающий влияние концентраций напряжений.

Зависимость предельно допустимых напряжений от среднего напряжения с учетом снижения усталостной прочности  показана на рис. 10.

Точка А соответствует расчетному максимальному напряжению цикла σа+σm; точка В соответствует среднему напряжению цикла σm; Точка С соответствует пределу выносливости σ с учетом снижения усталостной прочности, т.е. допустимая амплитуда здесь в kσ раз ниже. Запас усталостной прочности с учетом максимального напряжения:

;


Если известны величины σ-1 и σ0 для марки стали, из которой изготовлена деталь, и kσ в расчетном сечении, то:

;

и соответственно запас усталостной прочности:

здесь  – коэффициент чувствительности металла к асимметрии цикла. Для материала рамы σ0=250МПа, σ-1=200МПа, σвр=400МПа. Для расчетного сечения kσ=2,4.

Запас усталостной прочности:

Усталостную прочность можно считать достаточной, если nσ≥1,4.

nσ=1,61≥1,4

Вывод: Тележка (исходя из условия) удовлетворяет условиям прочности.


Заключение

В данном курсовом проекте проведена упрощенная проверка на прочность и выносливость рамы электровоза ВЛ-10 путем расчета коэффициента запаса статической и усталостной прочности. Произведен расчет сил, действующих на тележку в статическом и динамическом режимах. Вычислены напряжения в опасном сечении рамы тележки от весовой нагрузки, при работе тяговых двигателей, от кососимметричной нагрузки рамы и от вертикальной динамической нагрузки. Получившиеся напряжения при наиболее неблагоприятном  сочетании нагрузок не превышают допустимые значения. Коэффициент запаса статической прочности и коэффициент запаса усталостной прочности имеют достаточную величину, чтобы в течение всего срока службы локомотива (30 лет) вероятность появления повреждений была близка к нулю.


Список использований литературы

  1. Медель В.Д. «Подвижной состав электрических железных дорог» М: Транспорт,1974.
  2. Рамлов  В.А. «Механическая часть локомотива» М: ВЗИИЖТ, 1988.
  3. Конспект лекций по предмету: «Механическая часть ЭПС» 2002.