,
где
Для второй по ходу движения колёсной пары:
Схема действия продольных сил NР на раму тележки показана на рис. 6. Из рисунка видно, что продольные усилия стремятся повернуть раму в горизонтальной плоскости. Этому повороту препятствуют буксы, закрепленные на шейках осей колёсных пар. В результате возникают поперечные горизонтальные реакции НР, приложенные к буксовым направляющим. Величина этих реакций рассчитывается из условия равновесия рамы:
Откуда:
Система сил RC, HC, PKC, NP, HP, HC создаёт в заделке консоли два изгибающих момента: момент MY, действующий в вертикальной плоскости, и момент MZ, действующий в горизонтальной плоскости.
Для расчета напряжений выбираем переднюю по ходу движения четверть рамы со
стороны наружного рельса. Именно для этой четверти суммарное напряжение от сил
в кривой σКР оказываются наибольшими. Направление движения
локомотива показано стрелкой на рис. 6
Расчет напряжений ведём в следующей последовательности:
1. Рассчитаем напряжения, действующие в вертикальной плоскости Z, X , для чего на рис. 6 изобразим расчетную схему.
По изображенной на рис. 7 расчетной схеме вычислим реакции в заделке RZ, RX, MAY.
Rz=-Pкс+2Rc=-0,582+2*0,42=0,258, кН.
Rx=Np1+Np2=2,17+8,94=11,11, кН.
МAY= -0,25*0,582*0,59-0,65*2,17-0,45*2,17+0,42(0,85+2,25)= -1,17, кНм.
По данным расчетов на рис. 7 построена эпюра изгибающих моментов в плоскости Z, X.
Из эпюры видно, что максимальный момент действует в точке приложения силы Nр1, следовательно, и напряжение там будет также максимальное.
Определим величину напряжения по формуле:
Определим реакции, возникающие в заделке:
, кН.
МAZ= -(0,85+2,025)(0,36+3,45)= -10,781, кНм.
По данным расчетов на рис. 7 построена эпюра изгибающих моментов в плоскости Y, X. Напряжение рассчитываем по максимальному изгибающему моменту, который действует в заделке.
Суммарные напряжения от действияσY и σZ:
σкр=0,51+73=73,51, МПа.
Все расчеты сводим в таблицу 4.
Таблица 4.
Напряжения в расчетных точках 1 и 6, МПа
Точки сечения |
1 |
6 |
Напряжение от изгиба относительно оси Y, σY |
-0,51 |
-0,51 |
Напряжение от изгиба относительно оси Z, σZ |
-73,51 |
-73,51 |
Суммарные напряжения σКР |
-73,51 |
73,51 |
Тележка представляет собой сложную механическую систему, основными элементами которой является рама, колёсные пары, тяговые двигатели, редукторы и подвешивание. В режиме тяги между элементами системы возникают внутренние взаимодействия, вызывающие дополнительные напряжения.
На раму действуют силы тяги, которые передаются от колёсных пар и букс через буксовые поводки. Сила тяги двух двигателей через шкворневую балку передаются на раму кузова и далее на автосцепку.
где LД – расстояние от оси колёсной пары до оси шарнира подвески двигателя;
FД – расчетная сила тяги двигателя, которая принимается максимальной из условия ограничения по сцеплению при заданных скоростях движения.
Для электровозов переменного тока:
Расчетная схема для определения сил, действующих на раму тележки при работе двигателя в тяговом режиме, изображена на рис.8.
Из схемы видно, что активные пары сил РДT уравновешиваются парами реактивных сил RT.
Используя рис.8, составим выражение для определения RT:
;
Расчет значений FД, РДT, RT производим для следующих значений скоростей: V=0 км/ч; VД=18 км/ч; VК=100 км/ч. Результаты расчетов занесём в таблицу 5.
Таблица 5.
Расчетные значения сил, кН.
Режим |
Силы |
||
FД |
РДT |
RT |
|
V=0, км/ч; |
78,2 |
40,72 |
6,351 |
VД=18, км/ч; |
63,18 |
32,91 |
4,617 |
VК=100, км/ч; |
47,58 |
24,78 |
2,52 |
Примеры расчета (при VД=100 км/ч):
Рассмотренная выше система изгибает боковины рам в вертикальной плоскости. Вычислим напряжения от изгиба в вертикальной плоскости для боковины рамы. Для этого рассмотрим левую переднюю часть рамы. Изгибающий момент в заделке будет равен:
Так как величины FД и РДT зависят от скорости, то значение момента и напряжения для точек 1 и 6 опасного сечения вычислим для тех же значений скорости, что и FД, РДT.
Результаты расчетов сведены в таблицу 6.
Таблица 6.
Расчет значений изгибающего момента и напряжений.
Скорость |
Изгибающий момент, MY, кН·м |
Напряжение, σ, МПа |
V=0, км/ч; |
41,19 |
18,45 |
VД=18, км/ч; |
31,66 |
14,2 |
VК=100, км/ч; |
20,897 |
9,362 |
Примеры расчета (при VД=100 км/ч):
Значение изгибающего момента:
Значение напряжения в опасном сечении:
В точках 1 и 6 опасного сечения будет происходить растяжение волокон, поэтому напряжение положительно.
Если одно колесо тележки окажется выше или нижи остальных, то вследствие статической неопределимости системы рессорного подвешивания в четырех точках произойдет перераспределение реакций.
Изменение уровня одной из опорных точек может быть вызвано местной неровностью пути, нарастающим возвышением наружного рельса при вхождении в кривую, разностью диаметров колёс, просадкой рессор и пружин и неправильной регулировкой опорных гаек.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.