Пространственная система сил, действующая на раму тележки при некоторых режимах движения, вызывает изгиб боковины в двух плоскостях, поэтому для расчетного сечения необходимо определить моменты сопротивления изгибу относительно осей y и z. Расчет геометрических характеристик сечения производим табличным методом.
Таблица 2.
Расчет моментов инерции сечения относительно оси y.
Номер элемента i |
Fi, см2 |
zi′, см |
zi′Fi, см3 |
zi, см |
zi2Fi, см4 |
Jyi′, см4 |
1 |
45,6 |
0 |
0 |
-4,16 |
789 |
5487 |
2 |
45,6 |
0 |
0 |
-4,16 |
789 |
5487 |
3 |
38 |
19,5 |
741 |
15,34 |
8942 |
2,3 |
4 |
38 |
-19,5 |
-741 |
-23,66 |
21272,2 |
2,3 |
5 |
41,4 |
20,9 |
865 |
16,74 |
11601,4 |
11,18 |
å |
208 |
20,9 |
865 |
0,1 |
43393,6 |
10990,2 |
Для примера рассчитаем момент инерции относительно оси у третьего элемента.
Площадь поперечного сечения третьего элемента:
Ордината центра тяжести и площади третьего элемента относительно вспомогательной оси y′:
z’3=19+0,5=19,5, см2;
Статический момент площади третьего элемента:
z’3*F3=38*19,5=741, см3;
Ордината центра тяжести площади третьего элемента относительно нейтральных осей всего сечения:
где Σzi′Fi и ΣFi – соответственно сумма статических моментов 1-5 и сумма площадей 1-5.
Ордината центра тяжести площади третьего элемента относительно нейтральной оси y-y всего сечения:
z3=19,6 - 4,16=15,34, см;
Произведение zi2Fi:
z²3*F3=15,34²*38=8942, см4;
Момент инерции третьего элемента относительно собственной нейтральной оси y:
Jy3’=(a*c³)/12=(28*1³)/12=2,3, см4;
где: а – размер по горизонтали третьего элемента, см;
с – размер по вертикали третьего элемента, см.
Момент инерции всего сечения относительно оси y:
Jy=Σzi²Fi+ΣJyi=54383,7, см4;
Так как напряжение достигает максимального значения в наиболее удаленных точках, проверку малости рамы будем производить для точек 1 и 6.
Момент сопротивления изгибу вокруг горизонтальной оси для волокон, проходящих через указанные точки, будет равен:
Wy1=Wy6=54383,7/(19+1+4,16)=2251, см3
Здесь z1 – расстояние от точки 1 до горизонтальной нейтральной оси.
Таблица 3.
Расчет моментов инерции сечения относительно оси z.
Номер элемента i |
Fi, см2 |
y, см |
y2Fi, см4 |
Jzi′, см4 |
1 |
45,6 |
-11,1 |
5618,4 |
5,5 |
2 |
45,6 |
11,1 |
5618,4 |
5,5 |
3 |
38 |
0 |
0 |
1829,3 |
4 |
38 |
0 |
0 |
1829,3 |
5 |
41,4 |
0 |
0 |
1825 |
å |
208 |
0 |
11236,7 |
5494,6 |
Для примера рассчитаем момент инерции сечения относительно оси z второго элемента.
Расстояние y2:
y2=10,5+0,7=11,2, см;
Произведение y2Fi:
y²F2=11,1²*45,6=5618,4, см4;
Момент инерции второго элемента относительно собственной нейтральной оси:
Момент инерции всего сечения определяется как:
Jz=Σyi²Fi+ΣJzi’=16731,3, см4;
Момент сопротивления изгибу вокруг вертикальной оси для волокон, проходящих через точки 1 и 6, будет равен:
Wz1=Wz6=16731/140=119,5, см3
В остальных точках моменты сопротивления изгибу имеют большие значения, следовательно, напряжения в них будут меньше.
Вертикальная нагрузка рамы складывается из собственного веса рамы, веса тормозного оборудования, веса подрессоренной части тяговых двигателей, передачи и системы первичного подвешивания, а также веса кузова, приходящегося на одну тележку.
Величина реакций рессорных подвесок R определяется в кН из условия:
где: 2ПСТ – нагрузка на ось, кН;
РНП` – вес неподрессоренных частей, отнесенных к одной оси, кН;
Вес неподрессоренных частей складывается из половины веса тягового двигателя, веса колесной пары, букс и частично системы первичного подвешивания и кожухов зубчатой передачи:
Рнп=38+43,5/2=59,75, кН;
R=(230-59,75)/4=42,56, кН;
Нагрузка от веса кузова РК определяется как разность веса электровоза, приходящегося на одну тележку, и веса тележки:
где РТ – вес тележки, кН;
Вес тележки определяется как сумма весов боковин и шкворневой балки по интенсивности равномерно распределенной нагрузки q, веса концевых балок – по интенсивности 0,2q, веса тяговых двигателей и неподрессоренных частей.
Найдём численное значение весовой нагрузки по формуле:
q=2,2+0,012*208,6=4,7, кН/м
где: F, см2 – площадь поперечного сечения боковины рамы, определенная в пункте 2.
Вес тележки:
Рт=2*4,74*4,7+2,2*4,7+2*0,2*4,7*2,2+2*43,5+2*59,75=262,1, кН;
Нагрузка от веса кузова:
Рк=2*230-262,1=197,9, кН;
0,25Рк=197,9*0,25=49,5, кН.
Полная симметрия рамы и её нагрузка относительно продольной х и
поперечной y осей позволяет рассчитывать ¼ часть рамы. При этом
расчетная схема приводится к плоскому изгибу консольной балки, жестко
заделанной одним концом. Расчетная схема приведена на рис.3.
Расчетный изгибающий момент в заделке определяется следующим образом:
Мy=42,56(2,4+3,8)-0,5*4,7*2,37²-0,2*4,7*1,1*2,37-49,5*0,59=219,2, кН·м.
Напряжение для точки 1 сечения (см. рис. 2) рассчитывается по формуле:
=97,4 МПа
Величина скорости движения в кривой ограничивается из-за возрастающих боковых давлений от колес на рельсы и из-за неприятных ощущений человека (дискомфорта) при действии поперечных ускорений.
Чрезмерное увеличение боковых давлений может иметь своим следствием недопустимое отжатие колеса или вползание гребня колеса на рельс.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.