В результате рессорные комплекты каждой буксы будут иметь различные прогибы и, следовательно, различные реактивные усилия.
Если проанализировать распределение отдельных реакций, то окажется, что на раму действует система вертикальных сил, попарно симметричных относительно диагоналей. Эта система называется кососимметричной нагрузкой, которая стремится повернуть боковины рамы вокруг поперечной оси в противоположные стороны (См. рис. 9).
Рассчитать кососимметричную составляющую можно по формуле:
где ΔhK – расчетная высота подъёма набегающего колеса при входе в кривую с учетом разности диаметров колес, конусообразности бандажей, неточного регулирования рессорного подвешивания, мм;
Ж’Э – жёсткость рессорного подвешивания тележки, отнесённая к колёсной паре, кН/м.
Вычислим эквивалентную жесткость. Комплект состоит из четырёх параллельно работающих пружин с жесткостью ЖПР= 2200 и двух параллельно действующих листовых рессор с жесткостью ЖР= 1700, работающих последовательно с комплектов пружин.
Эквивалентную жесткость вычислим по формуле:
Определим величину реакции рессорных подвесок из расчета подъёма набегающего колеса при входе в кривую на ΔhK=20мм.
Вычислим значение изгибающего момента в опасном сечении:
МУ=3,065(0,85+2,25)=9,5, кН·м.
Напряжение в опасном сечении определяется по формуле:
В точках 1 и 6 опасного сечения также будет происходить растяжение волокон, поэтому напряжение положительно.
Для ориентировочного расчета на прочность влияние от вертикальных колебаний при движении электровоза учитывается суммированием с напряжением от статических нагрузок максимального напряжения от динамической нагрузки. Амплитудное значение переменного напряжения получается путем умножением напряжений от статических нагрузок на коэффициент вертикальной динамики КД.
Коэффициент вертикальной динамики можно определить по эмпирической формуле:
;
где fСТ – статический прогиб рессорного подвешивания, мм:
где R – величина реакций рессорных подвесок, определенная ранее;
Рассчитаем значение коэффициента вертикальной динамики для разных скоростей:
Для V=0 км/ч:
Амплитудное значение напряжения от динамической вертикальной нагрузки в МПа определяется по формуле:
;
, МПа.
где σВ – напряжение от статической нагрузки, вычисленное ранее.
Результаты вычислений занесём в таблицу 7.
Таблица 7.
Скорость |
, МПа |
|
V=0, км/ч; |
0,1 |
5,588 |
VД=18, км/ч; |
0,129 |
7,226 |
VК=100, км/ч; |
0,25 |
13,966 |
После определения напряжений от основных видов нагрузки можно приступать к оценке прочности рамы по её напряженному состоянию в опасном сечении.
Для этого рассмотрим одновременное действие различных нагрузок в их возможном сочетании и проведём алгебраическое суммирование напряжение для шестой точки опасного сечения.
Расчет максимальных напряжений для различных режимов работы электровоза произведем табличным методом.
Таблица 8.
Результирующие напряжения в шестой точке опасного сечения, МПа.
Вид нагрузки |
Режим работы |
||
Трогание |
Движение в кривой с возвышением |
Движение с конструкционной скоростью |
|
Весовая |
49,5 |
49,5 |
49,5 |
В кривой |
0 |
73,51 |
0 |
От силы тяги |
18,246 |
14,2 |
9,362 |
Кососимметричная |
4,256 |
4,256 |
4,256 |
Динамическая |
5,58 |
7,226 |
13,966 |
Сумма |
77,582 |
148,692 |
77 |
Максимальное расчетное напряжение точка 6 опасного сечения испытывает при движении электровоза в кривой. Напряжение в точке 6 опасного сечения равно:
σmax=148,692, МПа.
Допускаемый коэффициент запаса прочности при ориентировочном расчете определяется по формуле:
где σТ=240 МПа – предел текучести стали марки Ст. 3.
|σТ| – абсолютное значение максимального расчетного напряжения, МПа.
n=240/148,692=1,61
Механическая прочность данной тележки обеспечена.
На раму действует постоянная весовая и медленно изменяющаяся нагрузка от силы тяги, торможения и комплекса сил при движении в кривой. Кроме того, на экипаж при его движении действуют переменные силы, зависящие от верхнего строения пути, конструкции экипажа и скорости движения. Они вызывают в элементах конструкции переменные напряжения, которые в процессе длительной эксплуатации приводят к усталостным разрушениям деталей. Для таких нагрузок надо производить расчет конструкции на выносливость. Сумма напряжений от статических нагрузок в любой точке сечения представляет собой среднее напряжение σm циклически изменяющейся нагрузки, амплитуда которой σa зависит от колебаний подвижного состава.
Именно эти две величины σm и σa определяют характер переменных напряжений, действующих в различных конструкциях:
;
;
Возможны два частных случая нагружения: σm=0 и σm=σa. Они соответствуют знакопеременному симметричному и пульсирующему циклам работы с коэффициентами асимметрии цикла:
;
;
Для расчета принимается среднее за время работы локомотива значение σm, в котором влияние медленно меняющихся нагрузок учтено весовыми коэффициентами:
где pКР, pТ – отношение времени движения локомотива в кривой и в режиме тяги или торможения к общему времени движения локомотива.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.