· либо изготовляются, хранятся, перемещаются или реализуются с нарушением правил, установленных таможенным законодательством или законодательством по вопросам обложения акцизным сбором;
· либо продаются с нарушением определенных законодательством требований.
В случае такого задержания обязательно должен составляться протокол по форме, утвержденной постановлением КМУ от 26.10.2001 г. № 1412 (см. «Собственное Дело», 2001, № 24).
Протокол должен содержать сведения о причинах такого задержания со ссылкой на нарушение конкретной законодательной нормы (для этого в протоколе отведена специальная строка «Причины задержания активов»). Если налоговая милиция не указывает причину задержания товаров или же указанная причина никак не соответствует перечисленным выше основаниям для временного задержания, необходимо настаивать на том, что задержание производится неправомерно, сразу подать жалобу на действия налоговой милиции в прокуратуру.
Также протокол должен содержать опись активов, их родовые признаки и количество. При составлении описи должно присутствовать не менее двух понятых (не из правоохранительных органов).
Не позднее 24 часов рабочего дня, следующего заднем составления протокола, руководитель налогового органа (его заместитель) по месту задержания активов должен либо принять решение об аресте активов, либо отказать в аресте. Если в этот срок решение об аресте не принято, активы считаются освобожденными от режима временного задержания. На что очень важно обратить внимание. Освобождение, о котором идет речь, не требует документального оформления (предпринимателю никто ничего сообщать не будет). В этой связи предпринимателю, у которого изъяли активы, в буквальном смысле необходимо дежурить в налоговом органе по месту задержания активов.
Если решение об аресте все-таки принято, то его опять же должны вручить предпринимателю или разместить на доске объявления налогового органа по месту задержания активов (если активы были задержаны в отсутствие предпринимателя или если задержанные товары предпринимателю не принадлежали). Арест так же, как и впредыдущем случае, может быть наложен сроком не более 96 часов от часа подписания руководителем налогового органа (его заместителем) решения об аресте активов. Если же предпринимателю становится известно о том, что налоговики обратились в хозяйственный суд с «поданням» о продлении срока арестов активов, ему целесообразно заявить встречный иск.
Визиты налоговых милиционеров в рамках ОРД и уголовно-процессуального законодательства
В случае если предпринимателя посетили налоговые милиционеры в рамках ОРД или уголовно-процессуального законодательства, у них появляются гораздо более широкие возможности в отношении изъятия документов и товаров.
При этом надо помнить, что если визит налоговой милиции проходит в рамках уже заведенного уголовного дела, то проведение таких следственных действий, как обыск или выемка, в определенных случаях может иметь вполне законные основания.
Если визит проходит в рамках ОРД, то законным будет только проведение осмотра.
Осмотр — это единственное из перечисленных выше следственное действие, которое могут проводить до возбуждения уголовного дела.
При этом, для того чтобы проводить осмотр места происшествия (склады, офисы), обязательно присутствие следователя, который после осмотра составляет соответствующий протокол согласно требованиям ст. 190 и ст. 191 Уголовно-процессуального кодекса Украины (УПК). Причем в УПК сказано, что осмотр до возбуждения уголовного дела может быть произведен только в безотлагательных случаях, причем при наличии для этого соответствующих оснований. Уголовное дело возбуждается немедленно после осмотра места происшествия. На практике, конечно, безотлагательными обстоятельствами у всех силовиков считается любой повод для посещения предпринимателя.
Что касается осмотра жилья (квартиры) или другого владения частного лица, то производится оно вообще только по мотивированному постановлению судьи (за исключением строго определенных неотложных случаев).
Предприниматель, у которого проводится осмотр, должен знать, что эта процедура не имеет ничего общего с обыском. Осмотр и обыск нужно различать. Осмотр помещения производится с целью выявления следов преступления и других вещественных доказательств, выяснения обстановки преступления, а также других обстоятельств, которые имеют значение для дела. Заключается осмотр в изучении и обозрении места происшествия. То есть самовольно обыскивать, лазить в ящики столов, шкафы и т.п. при осмотре налоговые милиционеры не вправе.
Совсем другое дело обыск. Обыск проводится в тех случаях, когда есть достаточные основания считать, что орудие преступления, вещи и ценности, добытые преступным путем, а также другие предметы и документы, которые имеют значение для установления истины в деле или обеспечения гражданского иска, находятся в определенном помещении или месте или у какого-либо лица.
Но опять же напоминаем, что обыск может проводиться только в рамках следствия по уголовному делу. Если дела никакого нет (уголовное дело не заведено), то проведение обыска является грубейшим нарушением законодательства. То же самое касается и выемки — так же, как и обыск, она может проводиться только в случае, если уголовное дело уже заведено, а никак не на стадии «прощупывания».
В отличие от обыска выемка проводится в случаях, когда имеются точные данные, что предметы или документы, которые имеют значение для дела, находятся у определенного лица или в определенном месте.
Основания для изъятия
Согласно действующему законодательству изъятие документов, вещей, товаров, продукции, других ТМЦ в рамках ОРД или в рамках уголовно-процессуального законодательства может быть произведено в ходе таких процессуальных действий, как:
· обыск;
· выемка;
· осмотр места происшествия.
Объясняется это тем, что вуголовно-процессуальном законодательстве не существует такого самостоятельного следственного действия, как изъятие, поэтому предметы, изъятые без всяких оснований, доказательствами в суде быть не могут. То есть еще раз подчеркнем, что изъятие может быть проведено только в рамках таких следственных действий, как осмотр, выемка или обыск.
Даем показания
Согласно ст. 63 Конституции Украины лицо не несет ответственности за отказ давать показания или объяснения относительно себя, членов семьи или близких родственников. То есть в случае, если предприниматель не хочет давать показания в отношении себя и своих близких, ему за это ничего не будет.
В данной статье мы рассмотрели основные моменты, которые касаются проверок предпринимателя представителями налоговых органов и налоговой милиции. Уверены, что этот материал при проверке окажется предпринимателю очень полезен.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.