Налоговые проверки, проводимые обычными налоговиками. Виды проверок, страница 2

Многих читателей интересует вопрос, имеют ли они право требовать в случае возникновения каких-либо обстоятельств изменения сроков проведения плановой проверки. Как следует из п. 4 Порядка координации проведения плановых выездных проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности контролирующими органами, утвержденного постановлением КМУ от 29.01.99 г. № 112, с изменениями и дополнениями, замена в планах-графиках и изменение сроков проведения плановых выездных проверок запрещается, кроме случаев возникновения объективных обстоятельств, в частности, таких, как ликвидация, банкротство субъекта предпринимательской деятельности, прекращение его деятельности на длительное время итому подобное. То есть существует довольно узкий круг ситуаций, при которых в плане-графике может произойти замена.

Внеплановые проверки

Причины, по которым представители налоговых органов могут прийти на внеплановую проверку к предпринимателю, перечислены в Указе Президента Украины «О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности» от 23.07. 98 г. 817/98 (далее — Указ 817).

Так, в статье 3 Указа 817 сказано, что внеплановая проверка может быть проведена, если:

а) по результатам встречных проверок выявлены факты, которые свидетельствуют о нарушении субъектом предпринимательской деятельности норм законодательства;

б) субъектом предпринимательской деятельности не поданы в установленный срок документы обязательной отчетности;

в) выявлена недостоверность данных, заявленных в документах обязательной отчетности;

г) субъект предпринимательской деятельности подал в установленном порядке жалобу о нарушении законодательства должностными лицами контролирующего органа во время проведения плановой или внеплановой выездной проверки;

д) в случае возникновения потребности в проверке сведений, полученных от лица, которое имело правовые отношения с субъектом предпринимательской деятельности, если субъект предпринимательской деятельности не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос контролирующего органа в течение 3 рабочих дней со дня получения запроса;

е) проводится реорганизация (ликвидация) предприятия.

Как видно из вышеизложенного, если у предпринимателя все в порядке, то оснований для проведения внеплановых проверок у налоговых органов не будет.

В отличие от плановых проверок частота проведения внеплановых проверок законодательством не ограничена. Нигде не сказано и о максимальной продолжительности внеплановых проверок.

Проверки предпринимателей, имеющих задолженность по зарплате

Как следует из норм Указа № 817 (ст. 15), ограничения в сроках и основаниях для проведения проверок субъектов предпринимательской деятельности (СПД), предусмотренные этим Указом, не распространяются на проверки субъектов, которые имеют задолженность по зарплате. То есть получается, что СПД, имеющих задолженность по зарплате, представители налоговых органов имеют право проверять сколь угодно часто и по любым основаниям.

Повторные плановые и внеплановые проверки

Повторные проверки могут проводиться в двух случаях:

·  по решению вышестоящего контролирующего органа, если в отношении должностных или служебных лиц контролирующего органа, которые проводили плановую или внеплановую проверку СПД, начато служебное расследование или возбуждено уголовное дело;

·  по решению ГНАУ, оформленному приказом за подписью ее председателя.

Встречные проверки

В действующем законодательстве нет четкого определения термина «встречная проверка» — по большому счету, этот подвид проверок является разновидностью внеплановой проверки.

Встречную проверку можно охарактеризовать как проверку субъекта предпринимательской деятельности, которая проводится в связи с необходимостью выяснения вопросов, которые возникли в ходе проверки его контрагента (партнера).

То есть основной причиной проведения встречной проверки может послужить ситуация, когда в ходе проведения документальных проверок какого-нибудь СПД. у налоговых органов для установления правомерности ведения им хозяйственной деятельности, правильности расчетов с бюджетом, соблюдения действующего налогового законодательства может возникнуть необходимость проведения встречных проверок его контрагентов, т. е. тех, с которыми проверяемый имеет или имел хозяйственные отношения.

Особенностью встречных проверок является то, что чаще всего представители налоговых органов не сами приходят на проверку к предпринимателю, а просят его принести необходимые документы к ним, в налоговую. Из п. «д» ст. 3 Указа 817 четко следует, что субъекту предпринимательства на подготовку документов отводится три дня. Если в течение этого срока документы представлены не будут, то его может ожидать внеплановая проверка.

В отношении встречных проверок хотелось бы заметить, что, проводя встречную проверку, представители налоговых органов могут требовать только те документы, которые касаются взаимоотношений с проверяемым ими контрагентом. На практике же список документов, которые от субъектов предпринимательства требуют предоставить при проведении встречной проверки, достаточно часто выходит за рамки взаимоотношений с одним контрагентом. Однако мы считаем, что требовать «слишком много» в рамках встречной проверки представители налоговых органов не имеют права.

Если в запросе налоговой не сказано, какие именно документы они хотят видеть от предпринимателя, а просто сказано «документы за такой-то период» или просто требуют документы, содержащие сведения о предпринимателе, и не указывают, по какому контрагенту проводится проверка, письменный ответ на их запрос можно составить в следующей форме:

«...в связи с тем, что документы запрашиваются вами в рамках встречной проверки, просим уточнить, по какому контрагенту проводится проверка и какие именно документы вам необходимо предоставить...»

или

«...для надлежащего исполнения вашего запроса просим уточнить, по какому контрагенту проводится проверка и какие именно документы вам необходимо предоставить...».

Можно вообще представить пару-тройку «отвлеченных» счетов, актов, накладных. Возможно, этим налоговики удовлетворятся.

Поскольку встречные проверки являются разновидностью внеплановых проверок, законодательством число их проведения не ограничено. В итоге встречные проверки налоговики проводят настолько часто, насколько «это вызвано у них необходимостью».

Проверки контроля за осуществлением расчетных операций в сфере наличного и безналичного обращения