· составлять в рамках своей компетенции протоколы об административных правонарушениях, осуществлять личный осмотр, осмотр вещей, изъятие вещей и документов, применять иные предусмотренные законом меры по обеспечению производства в делах об административных правонарушениях;
· вносить обязательное к рассмотрению представление о необходимости устранения причин и условий, которые содействуют совершению правонарушений;
· требовать от материально ответственных и служебных лиц сведения и объяснения по фактам нарушения законодательства, проведения документальных и натуральных проверок, инвентаризаций и ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности, опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей.
Документы, которые нужно требовать
Все налоговые милиционеры, пришедшие на проверку, должны иметь служебные удостоверения.
Если визит налоговых милиционеров проходит не в рамках заведенного ОРД и не в рамках уголовно-процессуального законодательства, например, в случае, когда налоговые милиционеры пришли с внеплановой проверкой, помимо служебных удостоверений они должны предъявить удостоверения на проверку, которые должны быть выписаны персонально на каждого налогового милиционера (об этом их также нужно попросить).
Без перечисленных документов проверяющих к проверке совершенно правомерно можно не допускать (ведь, в принципе, может оказаться, что перед вами вовсе и не налоговые милиционеры).
Следующий шаг предпринимателя — попросить проверяющих заполнить журнал регистрации проверок. Проверяющий обязан заполнить все предусмотренные графы журнала и поставить в нем свою подпись.
Если проверяющие журнал регистрации проверок заполнять отказываются, их опять же к проверке совершенно правомерно можно не допустить.
Административные действия
Отбросим пока визиты налоговой милиции в рамках заведенного оперативно-розыскного дела или в рамках уголовно-процессуального законодательства. К ним мы вернемся чуть позже. Сейчас остановим свое внимание на внеплановых проверках налоговой милицией, а также на проверках, в которых налоговые милиционеры присутствуют в качестве сопровождения представителей налоговых органов, т. е. на визиты в рамках так называемых административных действий.
На внеплановую проверку представители налоговой милиции могут прийти только в том случае, если на то имеются основания, перечисленные в ст. 3 Указа № 817 (эти основания мы привели в первой части публикации).
Здесь необходимо сделать оговорку относительно проверок соблюдения требований Закона Украины "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР, с изменениями и дополнениями (далее — Закон об РРО),
В данном случае есть определенная специфика. Заключается она в том, что согласно ст. 16 Закона об РРО «единоналожников», плательщиков фиксированного налога, лиц, торгующих по льготному торговому патенту, т. е. всех тех, кто не применяет ни РРО, ни КУРО, ни РК, внепланово проверять на предмет соблюдения требований Закона об РРО можно исключительно на основании постановления следователя, органа дознания или согласно решению суда. Это означает, что в административном порядке таких налогоплательщиков на предмет соблюдения требований Закона об РРО налоговая милиция проверять права не имеет. А если и проверила, то собранные против налогоплательщика доказательства силы иметь не будут, так как добыты они незаконным путем.
Требование представить копии документов
Право требовать от проверяемого СПД представить копии первичных финансово-хозяйственных и бухгалтерских документов при проведении проверок у налоговой милиции, безусловно, есть.
В случае если документы не представляются, у налоговых милиционеров появляются основания для проведения внеплановой проверки.
Однако такой документ, как Методические рекомендации относительно действий оперативных работников налоговой милиции при проведении проверок субъектов предпринимательской деятельности, доведенные письмом ГНАУ от 19.11.2002 г. № 17932/7/26-4017 (далее— Методрекомендации) предписывает работникам налоговой милиции(в том случае, если документы пописьменному запросу представлены не будут) привлекать «непослушных» к административной ответственности согласно ст. 185 «Злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции, члена общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы, военнослужащего» Кодекса Украины об административных правонарушениях (КоАП).
Единственный способ борьбы с незаконным привлечением к административной ответственности — обжалование постановления по делу об административном правонарушении может. При этом налоговые милиционеры в рамках административных действий оригиналы первичных финансово-хозяйственных и бухгалтерских документов изымать могут (с оставлением их копий) только в том случае, если имеет место административный арест активов предпринимателя и налоговые милиционеры являются исполнителями решения об аресте активов.
При этом если предприниматель отдает оригиналы документов, желательно вместе с представителями налоговой милиции составить опись передаваемых документов и потребовать от них расписку в их получении.
Изъятие товаров (продукции)
Право изымать у предпринимателей товары (продукцию) предоставлено налоговой милиции п. 24 ст. 11 Закона о милиции («требовать и при необходимости изымать документы, образцы сырья и продукции»).
Следует обратить внимание, что речь идет об образцах, т. е. о праве изымать не все имеющиеся сырье и продукцию, а только их образцы.
Кроме права изымать образцы сырья и продукции, у налоговой милиции согласно Закону № 2181 есть еще и право:
· изымать товары предпринимателя (принадлежащие ему на правах собственности или полного хозяйственного ведения) в рамках полного административного ареста;
· временно задерживать товары предпринимателя (читай: их временно изымать) в рамках административного ареста, даже не устанавливая, кто является их собственником.
Закон № 2181 в определенных случаях дает возможность тем же работникам налоговой милиции изымать товары у предпринимателя или его наемного работника (причем принадлежащие не только предпринимателю, но и другим субъектам предпринимательства) еще до того, как будет вынесено решение о применении административного ареста.
Эти действия носят название «временное задержание».
В каких случаях может иметь место временное задержание товаров налоговой милицией (временное изъятие)?
Согласно п.п. 9.3.2 ст. 9 Закона № 2181 могут быть временно задержаны товары предпринимателя, которые:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.