Реконструкция автомобильной дороги Н.Новгород – Арзамас – Саранск на участке км 261+000 – км 251+00, расположенного в Республике Мордовия, страница 4

В транспортном отношении район тяготения достаточно развит и представлен железнодорожным, воздушным, трубопроводным и автомобильным видами транспорта, которые тесно между собой взаимодействуют.

Главными железнодорожными магистралями, проходящими по территории района тяготения, являются ж.д. линии «Санкт-Петербург-Ярославль-Ниж.Новгород-Самара»и «Харьков-Пенза-Казань». Основные ж.д. станции района тяготения – Саранск и Красный Узел, обслуживающие как транзитные, так и местные перевозки грузов и пассажиров. Железнодорожным транспортом осуществляются перевозки продукции промышленных предприятий и сельского хозяйства, транспортировка нефтепродуктов, строительных материалов, твердого топлива, металла, химикатов и др. Значительная часть пассажирских перевозок на большие расстояния также обеспечивается железнодорожным транспортом. Железнодорожный транспорт существенного влияния на грузонапряженность проектируемого участка не оказывает.

Водный транспорт не развит из-за отсутствия судоходных рек. Реки Инсар и ее притоки Аморда, Бол.Атьма, Рудня и Салминка используются для нужд сельского хозяйства и населения.

Аэропорт г. Саранска предназначен для обслуживания как местных, так и междугородных линий. В связи  с резким ростом цен на горюче-смазочные материалы в настоящее время перевозки авиационным транспортом резко сократились.

Трубопроводный транспорт района тяготения представлен магистральным газопроводом Нижний Новгород-Саратов и Саранск-Чамзинка.

В районе тяготения проектируемой автодороги наибольшее развитие получил автомобильный транспорт, роль которого в период рыночной экономики все больше будет возрастать.

Автодорожная сеть района тяготения представлена федеральными и территориальными дорогами. Федеральные  автодороги: подъезд к г.Саранску от а/д «Урал» общим протяжением 185,0 км , построен по параметрам IV- II тех. категории, ширина зем. полотна 10-15 м, ширина проезжей части 6-7,5 м ; А/д « Саранск-Сурское-Ульяновск»- 89,7км, III -II тех. категории, ширина зем.полотна 12-15м, ширина проезжей части 7-7,5 м, а/д «Нижний Новгород – Арзамас – Саранск – Пенза -Саратов».

Проектируемая а/д «Нижний Новгород -Арзамас - Саранск- Пенза-Саратов» пересекает центральную часть Республики Мордовия и проходит по территории следующих административных районов: Лямбирскому, Ромодановскому, Октябрьскому, Кочкуровскому. В пределах Республики  Мордовия протяжение автодороги составляет – 71,5 км,  построена она по параметрам III-IV тех. категории, ширина зем.полотна 10-12 м, ширина  проезжей части 6-7 м. В существующих условиях проектируемая автодорога по своим  параметрам и техническому состоянию не соответствует современным нагрузкам и размерам интенсивности движения.  Неудовлетворительное состояние существующей автодороги приводит к ДТП, число которых составило за 2001 год, по данным ГИБДД Республики Мордовия, 34( в них погибло 3 и ранено 19 человек).

Эти дороги имеют важное значение для осуществления транспортных связей района тяготения и г. Саранска как с  районами республики, так и с Ульяновской, Самарской, Нижегородской, Пензенской и Саратовской областями в том числе и для осуществления транзитных перевозок.

А/д «Ниж.Новгород-Арзамас-Саранск-Пенза-Саратов» в перспективе будет связующим звеном, распределяющим транспортные потоки,  между транспортным коридором Запад-Восток (граница  Белоруссии-Смоленск-Москва-Владимир-Ниж.Новгород-Чебоксары-Казань-Екатеринбург) и Центральным транспортным коридором «Центр-Поволжье-Урал», идущим двумя основными направлениями: а)по существующей а/д «Урал»,                                                                             

б) по а/д  подъезд к г. Саранску от а/д «Урал» - через Ульяновск (со строительством моста через р.Волга  и глубокого обхода г. Димитровграда)- Сергиевск-Уфа-Челябинск – согласно национальной программы «Дороги России ХХI».