Лабораторные работы по дисциплине «Электрические машины». Часть II, страница 7

Обмотка асинхронного двигателя экспериментальной установки выполнена в виде ряда кольцевых катушек. Одна сторона каждой ле­жит в пазу, вторая, не являющаяся активной, намотана вокруг спин­ки статора. Начала и концы всех катушек выведены на клеммную па­нель. На рис. 15.3 схематически показано расположение таких кату­шек на статоре с 12 пазами. Экспериментальная машина имеет 36 па­зов. Благодаря отсутствию многовитковых жестких лобовых соедине­ний, свойственных обмоткам, здесь возможно соединение пазовых ка­тушек в любой последовательности, удобной для сборки схемы. На рис. 15.1д показана схема соединения катушек с помощью коротких перемычек.

Рассмотренные схемы однослойных обмоток выполняются только с диаметральным шагом, т.е. одноименные фазные зоны (А и А’, В и В’, С и С’) сдвинуты на расстояние полюсного деления. Обмотки облада­ют свойствами диаметральных обмоток даже и в том случае, когдаихкатушки выполняются с укороченным шагом (схема рис. 15.1в).

Двухслойные обмотки могут быть выполнены как с диаметральным, так и с укороченным шагом. При укороченном шаге двухслойную об­мотку можно рассматривать как две однословные обмотки с диамет­ральным шагом, сдвинутые друг относительно друга на (t - у). На рис  15.4 показан порядок разбивки на фазные зоны окружности статора для построения двухслойной петлевой обмотки с укороченным шагом и схема обмотки для одной фазы. Здесь  Z = 12, 2р = 2, t = 6 пазов, y = 5 пазов, t - у = 1 паз. Остальные фазные обмотки строятся аналогично со сдвигом относительно первой на 2/3p или на  пазов.

Рис. 15.4.

Содержание отчета

1. Расчетные формулы.

2. Схема заданной обмотки.

3. Упрощенная схема обмотки.

Контрольные вопросы

1. Рассчитайте и начертите схему трехфазной однослойной об­мотки с такими данными:

а) эвольвентная обмотка: Z = 24, p = 2;

б) цепная обмотка: Z = 24, р = 2;

в) обмотка «в развалку»: Z = 24, р = 1;

г) концентрическая обмотка: Z = 18, р = 3;

                                            Z = 18, p = 1.

При построении схемы обмотки достаточно вычертить все соеди­нения для одной фазы и указать начала двух других фаз.

2. Сравните между собой однослойные обмотки разных типов по расходу меди, по симметрии фаз.

4. Преимущества и недостатки двухслойных и однословных об­моток.

5. Определите обмоточный коэффициент обмотки, которую вы рассчитывали и собирали на модели в лаборатории.

Лабораторная работа №16

Исследование трехфазного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором

Цель работы

Изучение рабочих характеристик и свойств асинхрон­ного двигателя.

План выполнения работы

1. Ознакомиться с установкой, записать паспортные данные ис­следуемого двигателя, нагрузочного генератора, реостатов, измери­тельных приборов.

2. Собрать схему для исследования рабочих характеристик асинхронного двигателя (рис. 16.1). Включить двигатель и, не воз­буждая нагрузочный генератор, записать показания приборов.

Рис. 16.1. Схема экспериментальной установки.

3. Включить рубильник Р2. Возбудить нагрузочный гене­ратор. Установить номинальное напряжение на зажимах генератора и поддерживать его постоянным. Включить рубильник Р3 и, умень­шая сопротивление нагрузочного реостата Rнг, нагрузить гене­ратор, следовательно, и испытуемый двигатель. Нагрузку изменять от холостого хода до величины, при которой ток двигателя I1 = 1,2 Iн. Сделать 5-7 отсчетов по приборам. Частоту вращения двигателя измерять с помощью тахометра. Результаты измерений за­нести в табл. 16.1.

Таблица 16.1

п.п.

Измерено

Вычислено

I1,

А

U1,

B

P1,

Iнг,

А

Uнг,

B

Iв,

А

n,

об/мин

М,

Нм

s

cosj

h

P2,

Методические указания

Рабочие характеристики асинхронного двигателя представляют собой зависимости момента М, тока статора I1, коэффици­ента мощности cosj, КПД, частоты вращения n, скольжения s от полезной мощности Р2 при номинальном напряжении U1 = U и частоте f1 = f. Рабочие характеристики позво­ляют определить свойства двигателя, характеризующие его работу при различных нагрузках. Они могут быть построены по расчетным данным при проектировании двигателя, с помощью круговой диаграм­мы и по опытным данным.

В настоящей работе характеристики снимаются методом непос­редственной нагрузки. Нагрузка осуществляется с помощью генера­тора постоянного тока с параллельным возбуждением, который нахо­дитсяна общем валу с двигателем и работает на нагрузочный реос­тат.

Рис. 16.2. Кривые потерь мощности для машины ПН-45.

Полезная мощность Р2, развиваемая асинхронным двигате­лем, равна мощности, развиваемой генератором плюс сумма потерь в генераторе:

Р2 = Iнг × Uнг + Iя2 × Rя + 2DUщ × Iя + DРмех+ DРст+ DРдоб + Iв × Uнг               (16.1)

Ток якоря Iя = Iнг + Iв.

Добавочные потери DРдоб = 0,01 × Рн × (Iя / Iян)2.

Падение напряжения в щеточном контакте DUщ = 1В.

Сопротивление якоря принимается равным Rя = 1Ом.

Потери в стали и механические потери определяются по графикам DРст = f(n), DРмех = f(n) (рис. 16.2).

Электромагнитный момент, развиваемый двигателем, равен отно­шению механической мощности двигателя к угловой частоте вращения ротора, или, если пренебречь механическими и добавочными потерями в нем, приближенно может быть определен как

,                                                       (16.2)

где n - частота вращения ротора в об/с.

Коэффициент полезного действия двигателя

.                                                     (16.3)

Полные потери в двигателе равны сумме:

S = DРм1 + DРм2 + DРмех+ DРст+ DРдоб.                                 (16.4)

где    DРм1 и DРм2 – потери в меди обмоток статора и ротора, про­порциональные квадрату тока, т.е. изменяющиеся с на­грузкой;