Лабораторные работы по дисциплине «Электрические машины». Часть II, страница 5

3. Собрать схему согласно рис. 13.1 для исследования харак­теристик двигателя при частоте вращения 750 об/мин. Выполнить все измерения аналогично п.2. Данные опыта занести в табл. 13.1.

Методический указания

Частота вращения ротора асинхронного двигателя может регулироваться изменением частоты вращения поля (регулиро­ванием частоты питающего напряжения f или числа пар полюсов р) и изменени­ем скольжения (например, введением реостата в цепь ротора).

n =                                                    (13.1)

Изменение числа пар полюсов дает возможность ступенчатого регу­лирования частоты вращения в многоскоростных асинхронных двигате­лях со специальной обмоткой. Полюсно-переключаемый двигатель мо­жет быть выполнен с одной обмоткой или двумя независимыми обмотками, каждая из которых имеет свое число полюсов.

В однообмоточных двигателях переключение числа полюсов достигается изменением направления тока в части обмотки. На рис. 13.2 и 13.3 показаны некоторые принципиальные схемы соединения полюсно-переключаемых обмоток.

Рис. 13.2.

                             а)                                          б)                                         в)

Рис. 13.3. Схемы соединения полюсно-переключаемых обмоток.

На рис. 13.2 представлена схема с переключением «звезда» - «звезда», на рис. 13.3 - схема «звезда» - «двойная звезда» и «тре­угольник» - «двойная звезда».

В общем случае полюсно-переключаемой обмотки момент двигате­ля прямо пропорционален индукции в воздушном зазоре

МII : МI » BII : BI,                                       (13.2)

а индукция в зазоре изменяется пропорционально изменению напряже­ния, числу полюсов и обратно пропорционально числу вит­ков:

BII : BI = : .                               (13.3)

Мощность же двигателя прямо пропорциональна величине момен­та и частоте вращения, поэтому

PII : PI = : .                                   (13.4)

На основании (13.2) – (13.4) можно установить, как изменяют­ся располагаемые, т.е. допустимые с точки зрения нагрева, момент и мощность, при переключении полюсов. (Индекс II относится к боль­шему числу полюсов, следовательно, к меньшей частоте вращения).

При соединении обмоток «звезда» (2рII = 4) - «звезда» (2рI = 2) UII = UI,  wII = wI и РII = 2РI. На основании соотно­шений (13.2) и (13.3) в этой схеме МII : МI = 2, т.е. момент изменяется обратно пропорционально частоте вращения ротора, а мощность РII : РI = 1 остается неизменной.

При соединении обмоток «звезда» (2рII = 4) - «двойная звез­да» (2рI = 2) UII : UI = ½, wII = wI, РII : РI = 2, поэтому момент, развиваемый двигателем МII : МI = 1 ос­тается неизменным.

При других схемах соединения отношение индукций BII : BI имеет следующие значения:

1. «Звезда» (рII при последовательном включении полуобмоток) – «треугольник» (рI при параллельном включении полуобмоток) BII : BI = 1,16.

2. «Треугольник» (рII при последовательном включении по­луобмоток) - «двойная звезда» (рI при параллельном включении полуобмоток) BII : BI = 1,73.

Рабочие и механические характеристики по опытным данным рас­считываются согласно методическим указаниям лабораторной рабо­ты №16.

Содержание отчета

1. Паспортные данные исследуемого двигателя, нагрузочного ге­нератора, измерительных приборов.

2. Схема установки.

3. Механические и рабочие характеристики двигателя при обо­их числах полюсов двигателя.

Контрольные вопросы

1. Поясните принцип переключений числа полюсов в многоско­ростных асинхронных двигателях.

2. Докажите, что вращающий момент двигателя зависит от ин­дукции.

3. Покажите, что индукция при переключении полюсов изменяет­ся прямо пропорционально напряжению, числу полюсов и обратно про­порционально числу витков.

4. Покажите на основании соотношений (13.2) - (13.4) как из­меняется индукция, вращающий момент, мощность двигателя при пере­ключении числа полюсов по схеме «треугольник» - «двойная звезда» («звезда» - «треугольник»). Начертите схему.

5. Что означает выражение: двигатель выполняется с постоян­ным моментом или с постоянной мощностью?

6. Какие еще вы знаете способы регулирования частоты вращения ротора асинхронных двигателей? Как они осуществляются? В чем их достоинства и недостатки?

Лабораторная работа №14

Исследование индукционного регулятора

Цель работы

Изучение свойств асинхронной машины в режиме индук­ционного регулятора.

План выполнения работы

1. Ознакомиться с конструкцией индукционного регулятора. За­писать паспортные данные машины и измерительных приборов.

2. Собрать схему согласно рис. 14.1.

3. Снять зависимость выходного напряжения U2 в зависи­мости от положения ротора a при постоянном подведенном на­пряжении 0,5Uн. При снятии характеристики ротор регулятора поворачивать каждый раз на 30°. Характеристику снять в пределах изменения угла поворота ротора от 0 до 360°. Данные изме­рений занести в табл. 14.1.

Таблица 14.1

п.п.

Измерено

Вычислено

U1, B

a, град

U2, B

I, A

E2, B

U2, B

Методические указания

Индукционный регулятор представляет собой асинхронную маши­ну с неподвижным фазным ротором и применяется для регулирования выходного напряжения. Схема включения индукционного регулятора представлена на рис. 14.1.

Рис. 14.1. Схема экспериментальной установки.

                    

Рис. 14.2.                                                             Рис. 14.3.