При анализе матрицы БКГ воспользуемся данными таблицы 3.1.6
Таблица 3.1.6 - Рекомендуемые стратегии при анализе матрицей БКГ
Стратегия |
Объем необходимых инвестиций |
Сущность |
Применяется для следующих СЗХ |
Интенсификация усилий |
Наибольший |
Вложение средств в маркетинговую деятельность с целью повышения рыночной доли стратегического хозяйственного подразделения |
Перспективных «Трудных детей», «Звезд», иногда перспективных «Собак» |
Поддержание конкурентных преимуществ |
Большой |
Вложение средств в маркетинговую деятельность с целью сохранения рыночной доли стратегического хозяйственного подразделения |
«Звезд», сильных «Дойных коров» |
Сбор урожая |
Незначительный |
Уменьшение маркетинговых усилий |
Слабых «Дойных коров», неперспективных «Трудных детей», «Собак». |
Элиминация |
Нулевой |
Исключение стратегического хозяйственного подразделения из состава портфеля бизнеса фирмы |
Неперспективных «Трудных детей», «Собак». |
Итак, проанализируем полученную матрицу:
Продукт 1: Относится к группе «Трудные дети» и состоит с низкой степенью относительной доли риска и с высокой долей темпа роста рынка товаров. Продукты находятся на перспективном рынке сбыта, приносят небольшие прибыли, есть незначительная рыночная доля и требует значительное количество вложения инвестиций. Для данных продуктов необходимо применить стратегию поддержания конкурентных преимуществ. Для этого необходимо вложить средства в маркетинговую деятельность с целью сохранения рыночной доли стратегического хозяйственного подразделения.
Продукт 2, 3, 4, 5, 6. Относится к группе «Собаки» и характеризуется низкими темпами ростов рынков сбыта и низкой относительной долей риска. Представляет собой товар неперспективного рынка сбыта, даёт низкие прибыли и обладает низкой конкурентоспособностью. В целом имеет слабые рыночные позиции, поэтому к нему необходимо применение стратегии развития или элиминации. От данного товара или необходимо «избавляться» или вкладывать средства в маркетинговую деятельность с целью повышения рыночной доли и стимулирования увеличения прибыли.
3.2 ПОСТРОЕНИЕ МАТРИЦЫ «МАК-КИНЗИ» И ЕЁ АНАЛИЗ
3.2.1 Методика построения матрицы «Мак-Кинзи»
Третьим этапом выполним построение многокритериальной девятиклеточной матрицы «Мак-Кинзи» в осях привлекательность рынка/конкурентоспособность стратегического хозяйственного подразделения. Положение каждого стратегического хозяйственного подразделения на матрице изображается в виде круга, диаметр которого соответствует размеру рынка, а заштрихованным сегментом изображается рыночная доля анализируемого предприятия.
Показатели, которые отображают сущность привлекательности рынка и конкурентоспособность продуктов отражены в таблице 3.2.1, а в таблице 3.2.2 и таблице 3.3.3 приведены факторы, составляющие эти критерии и коэффициент их значимости.
Таблица 3.2.1 – Факторы, составляющие интегральные показатели
Фактор |
|
Привлекательность рынка |
Конкурентоспособность продукта |
Показатели |
Показатели |
1. Масштаб рынка 2. Темпы роста рынка 3. Потенциал валовой прибыли 4. Уровень конкуренции 5. Возможность неценовой конкуренции 6. Уровень инфляции 7. Наличие и доступность материально-технических ресурсов 8. Государственное регулирование рынка 9. Сальдо экспорта-импорта |
1. Качество товара 2. Абсолютная рыночная доля 3. Относительная рыночная доля 4. Привлекательность ассортимента 5. Уровень освоения технологии 6. Особенные характеристики 7. Конкурентоспособность цены 8. Себестоимость продукции 9. Эффективность каналов сбыта |
Таблица 3.2.2 – Индикаторы привлекательности рынка, значимость ритериев
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.