Формирование стратегии предприятия по производству высококачественных электрочайников и кофеварок, страница 6

При анализе матрицы БКГ воспользуемся данными таблицы 3.1.6

Таблица 3.1.6 - Рекомендуемые стратегии при анализе матрицей БКГ

Стратегия

Объем необходимых инвестиций

Сущность

Применяется для

следующих СЗХ

Интенсификация усилий

Наибольший

Вложение средств в маркетинговую деятельность с целью повышения рыночной доли стратегического хозяйственного подразделения

Перспективных «Трудных детей», «Звезд», иногда перспективных «Собак»

Поддержание конкурентных преимуществ

Большой

Вложение средств в маркетинговую деятельность с целью сохранения рыночной доли стратегического хозяйственного подразделения

«Звезд», сильных «Дойных коров»

Сбор урожая

Незначительный

Уменьшение маркетинговых усилий

Слабых «Дойных коров», неперспективных «Трудных детей», «Собак».

Элиминация

Нулевой

Исключение стратегического хозяйственного подразделения из состава портфеля бизнеса фирмы

Неперспективных «Трудных детей», «Собак».

Итак, проанализируем полученную матрицу:

Продукт 1: Относится к группе «Трудные дети» и состоит с низкой  степенью относительной доли риска и с высокой долей темпа роста рынка товаров. Продукты находятся на перспективном рынке сбыта, приносят небольшие прибыли, есть незначительная рыночная доля и требует значительное количество вложения инвестиций. Для данных продуктов необходимо применить стратегию поддержания конкурентных преимуществ. Для этого необходимо вложить средства в маркетинговую деятельность с целью сохранения рыночной доли стратегического хозяйственного подразделения.

Продукт 2, 3, 4, 5, 6. Относится к группе «Собаки» и характеризуется низкими темпами ростов рынков сбыта и низкой относительной долей риска. Представляет собой товар неперспективного рынка сбыта, даёт низкие прибыли и обладает низкой конкурентоспособностью. В целом имеет слабые рыночные позиции, поэтому к нему необходимо применение стратегии развития или элиминации. От данного товара или необходимо «избавляться» или вкладывать средства в маркетинговую деятельность с целью повышения рыночной доли и стимулирования увеличения прибыли.

3.2 ПОСТРОЕНИЕ МАТРИЦЫ «МАК-КИНЗИ» И ЕЁ АНАЛИЗ

3.2.1 Методика построения матрицы «Мак-Кинзи»

Третьим этапом выполним построение многокритериальной девятиклеточной матрицы «Мак-Кинзи» в осях привлекательность рынка/конкурентоспособность стратегического хозяйственного подразделения. Положение каждого стратегического хозяйственного подразделения на матрице изображается в виде круга, диаметр которого соответствует размеру рынка, а заштрихованным сегментом изображается рыночная доля анализируемого предприятия.

Показатели, которые отображают сущность привлекательности рынка и конкурентоспособность продуктов отражены в таблице 3.2.1, а в таблице 3.2.2 и таблице 3.3.3 приведены факторы, составляющие эти критерии и коэффициент их значимости.

Таблица 3.2.1 – Факторы, составляющие интегральные показатели

Фактор

Привлекательность рынка

Конкурентоспособность продукта

Показатели

Показатели

1.  Масштаб рынка

2.  Темпы роста рынка

3.  Потенциал валовой прибыли

4.  Уровень конкуренции

5.  Возможность неценовой конкуренции

6.  Уровень инфляции

7.  Наличие и доступность материально-технических ресурсов

8.  Государственное регулирование рынка

9.  Сальдо экспорта-импорта

1.  Качество товара

2.  Абсолютная рыночная доля

3.  Относительная рыночная доля

4.  Привлекательность ассортимента

5.  Уровень освоения технологии

6.  Особенные характеристики

7.  Конкурентоспособность цены

8.  Себестоимость продукции

9.  Эффективность каналов сбыта

Таблица 3.2.2 – Индикаторы привлекательности рынка, значимость ритериев