В реальных нагнетателях число лопастей ограничено. В таких условиях действительный угол выхода потока из каналов рабочего колеса β2 из-за инерции жидкости оказывается меньше, чем лопастной угол жидкости β2Л, который является важным конструктивным параметром. Разность этих углов называют углом скоса потока σ:
Только при бесконечном числе лопастей имеет место
равенство: β2=β2Л. Лопастной угол равный β1
характеризует положение входного участка лопасти. Этот угол выполняется всегда
острым с тем, чтобы обеспечить безударный вход жидкости в рабочее колесо. Угол
входа потока жидкости в рабочее колесо β1 также отличается от
β1Л, но при этом может быть: β1<β1Л,
β1>β1Л. Разность этих углов называется
углом атаки
.
По величине угла β2Л различают три типа лопастей: а) Лопасти загнутые назад - β2Л<90°
б) Лопасти загнутые - β2Л=90°
в) Лопасти загнутые вперед - β2Л>90°
Рабочие характеристики нагнетателя.
Характеристикой нагнетателя называют зависимости Н, N, η от производительности Q
при постоянной частоте вращения колеса. Характеристики обычно представляют в
виде графиков f(Q).
Производительность рабочего колеса можно определить из уравнения неразрывности для выходного сечения колеса. Площадь входа жидкости из центробежного колеса состоит:
(1)
ψ2 – коэффициент стеснения на выходе, обусловленный тем, что лопасти имеют конечную толщину.
Скорость жидкости нормальная к поверхности f2 из плана скоростей будет:
(2)
(3)
Из (3) в (2) получим:
(4)
Согласно уравнению неразрывности:
(5) -
расход колеса
С учетом выражений (1) и (4) получим:
(6)
Из полученной формулы выразим:
(7)
Подставим выражение (7) в уравнение Эйлера, записанное для случая отсутствия закрутки на всасе:
(8)
Если принять, что производительность колеса равна производительности нагнетателя, то уравнение (8) будет представлять собой теоретическую зависимость напора от производительности нагнетателя:
(9)
Из уравнения (9) видно, функция НТ=f(Q) – прямая линия.
Посмотрим графики теоретических рабочих характеристик нагнетателей всех трех
типов рабочих колес; при этом считаем, что геометрические размеры колес и число
оборотов одинаковы, а изменяется только угол β2.
Из графиков видно, что при одной и той же производительности нагнетателя наибольший напор развивает колесо с лопастями загнутыми вперед, а наименьший – с лопастями загнутыми назад.
Сопоставим параметры скоростей на выходе из колеса для
разных типов скоростей. Колеса имеют одинаковые геометрические размеры и
вращаются с одинаковым числом оборотов при этом одинаково число лопастей.
Значения окружной и касательной скоростей одинаковы, различаются только
скорости на входе с2 и w2.
Скорость с2 больше для колеса с лопастями загнутыми вперед.
Исходя из сказанного, статические составляющие
того
и другого колеса будут одинаковыми (см. предыдущую лекцию) и различаются только
динамическим напором
.
Величина
больше
для колеса с лопастями загнутыми вперед, а следовательно больше будет и общий
напор колеса.
Из рисунка видно, что конфигурация каналов лопастей, загнутых вперед более сложная, чем с лопастями загнутыми назад, поэтому у вторых гидравлические потери меньше.
Опыт эксплуатации показывает, что наиболее устойчиво работают машины с лопастями загнутыми назад. Работа нагнетателей с иной формой колес при малых значениях производительность чаще бывает неустойчивой, возникают вибрации. Поэтому рабочие колеса насосов выполняют исключительно с лопастями загнутыми назад. Лопасти центробежных вентиляторов бывают всех трех видов: β2Л=5÷150.
Действительная характеристика Н=f(Q) существенно отличается от теоретической. Конечное число лопастей нагнетателя уменьшает величину теоретического напора на величину ∆Н1. Как показывают исследования ∆Н1 не зависит от производительности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.