Пусть точка А характеризует совместную работу двух последовательно работающих нагнетателей на сеть. Точке А соответствует напор равный Н и расход равный Q. При работе каждого из нагнетателей по отдельности на ту же сеть их напор и производительность будут равны и для первого нагнетателя и и для второго нагнетателя.
На графике: 1 и 2 - напорные характеристики первого и второго нагнетателей
3 – совместная характеристика последовательно работающих нагнетателей;
4 – характеристика сети.
При некоторой подаче Q нагнетатель 1 развивает напор Н1, нагнетатель 2 - напор Н2. При последовательном соединении эти напоры суммируются: Н=Н1+Н2. Аналогично определяют координаты остальных точек кривой 3.
Рассмотрим последовательную работу нагнетателей на сети с различным сопротивлением. Пусть нагнетатели имеют одинаковые характеристики, т.е. на графике они совпадают.
Н4, Н5 – напоры любого из нагнетателей при отдельной работе соответственно на сети 4 и 5.
- суммарные напоры при последовательном соединении нагнетателей соответственно на сеть 4 и 5.
Видно, что . Из чего следует, что эффект от последовательного соединения нагнетателей выше при более крутой характеристике сети. Напор в два раза никогда не увеличивается.
Многоступенчатые и многопроточные центробежные нагнетатели. (самостоятельно).
Осевое усилие и его уравновешивание.
Осевым усилием называется сила, действующая вдоль оси вращения колеса в сторону всаса.
1 – зазор между покровным диском и корпусом;
2 – зазор между основным диском и корпусом;
3 – сальниковое уплотнение;
4 – щелевое уплотнение;
На всасе колеса давление равно Р1, на выходе Р2. Под действием разности этих давлений жидкость через зазор 1 устремляется к всасу. От действия центробежных сил и сил трения давление жидкости в зазоре уменьшается до величины Ру. Для уменьшения утечек устанавливается щелевое уплотнение, которое понижает давление проходящей жидкости от Ру до Р1. Через зазор 2 жидкость имеет утечку в окружающую среду через сальниковое уплотнение вала. В зазоре 2 давление жидкости непрерывно понижается по тому же закону, что и в зазоре 1.
Введем обозначения:
F1 – сила, действующая на колесо слева направо.
F2 – сила, действующая на колесо справа налево.
Из эпюры давлений видно, что . называется осевым усилием, которое направлено всегда в сторону всаса. Осевое усилие примерно можно вычислить по следующей формуле:
К – опытный коэффициент; К=0,6÷0,8.
Осевое усилие стремится сдвинуть колесо влево до соприкосновения с корпусом, что недопустимо. Поэтому положение ротора фиксируется упорным подшипником. В вентиляторах осевое усилие, как правило, невелико, но в насосах оно может достигать нескольких сотен кН.
Для разгрузки подшипников используется ряд устройств. Рассмотрим некоторые из них:
1. Колесо двухстороннего всасывания.
2. Выравнивание давлений по обе стороны рабочего колеса.
На основном диске колеса установлено уплотняющее кольцо. Пространство между кольцом и валом соединяют посредством отверстий в диске. В ряде случаев вместо отверстий может применяться трубка, соединяемая со всасом насоса. Давление жидкости в кольцевом уплотнении снижается практически в той же степени, как и в щелевом уплотнении. В итоге давления жидкости по обе стороны колеса становятся практически равными. Данный способ простой в применении, но влечет за собой дополнительные потери объемного КПД.
3. Взаимокомпенсация осевых усилий в многоступенчатых насосах. Для этого колеса многоступенчатого насоса располагают на валу. Например, по такой схеме:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.