Нагнетатели. Обзор конструкций, сведения по эксплуатации машин для подачи жидкостей и газов, страница 19

1 – емкость для подаваемой жидкости;

2 – защитная сетка;

3 – обратный клапан на всасывании;

4 – задвижка на всасывании;

5,8 – манометры;

6 – насос;

7 – кран для выпуска воздуха;

9 – задвижка на нагнетании;

10 – обратный клапан на нагнетании;

11 – напорный коллектор (трубопровод потребителя).

Предназначение: защитная сетка предохраняет агрегат от загрязнений, клапан 3 автоматически закрывается при остановке или обратном токе жидкости. Кроме того, 3 позволяет производить заливку насосного агрегата перед пуском. Задвижка 4 на всасывающем трубопроводе устанавливается если давление в 1 больше атмосферного, и служит для отключения насосного агрегата во время ремонта. Задвижка 9 на напорном трубопроводе предназначено для регулирования подачи и отключения насосного агрегата от сети потребителя. Обратный клапан 10 устанавливается для того, чтобы автоматически отключить насос от напорного коллектора при аварии и внезапной остановке двигателя. Воздушный клапан 7 предназначается для удаления воздуха из корпуса насоса или всасывающего трубопровода перед пуском. Манометры - для контроля за работой насосного агрегата.

Перед пуском насоса необходимо:

- убедиться, что ротор вращается свободно без задеваний

- проверить подачу масла к подшипникам и прочность крепления элементов насосного агрегата к фундаменту и трубопроводам

- проверить наличие и исправность КИП

- заполнить насос и прилегающие трубопроводы перекачиваемой жидкостью, предварительно удалив воздух.

В случае, если насос выше отметки уровня жидкости в 1, и жидкость в емкости находится под атмосферным давлением, то для заполнения насоса требуются специальные устройства. В их качестве применяют вакуумные насосы или инжекторы. Устройства подсоединяют к крану для выпуска воздуха насоса и создают во всем всасывающем трубопроводе разрежение достаточное для того чтобы поднять жидкость из емкости и заполнить насос.

Этот метод применяется для крупных насосов. Небольшие агрегаты обычно заполняют через заливочный бак, который устанавливают выше отметки оси насоса. В ряде случаев заполнение ведут из водопровода.

При перекачке горячих жидкостей перед пуском насос следует прогреть. Центробежные насосы следует запускать в работу при закрытой задвижке на напорной линии во избежание гидравлических ударов в сети и больших токов в электродвигателе.

Крупные насосы имеют собственную систему смазки. Пуск системы смазки должен предшествовать пуску насоса. Температура масла на выходе из подшипников не должна превышать 60°С. После включения электродвигателя начинают медленно открывать задвижку на нагнетании 9. Длительная работа при закрытой задвижке нежелательна (во избежание явления запаривания насоса). Крупные насосы пускают в ход при открытой задвижке на вспомогательном рециркуляционном трубопроводе, диаметр которого меньше диаметра основного трубопровода.

Остановка насосного агрегата производится в обратной последовательности.

Эксплуатация поршневых насосов имеет некоторые отличия. Пуск поршневого насоса возможен без предварительной заливки. Пуск поршневого насоса всегда должен производиться при полностью открытой задвижке на нагнетательном трубопроводе, в противном случает произойдет авария или разрушение насоса.

Осевые насосы можно пускать и при закрытой задвижке.

Действия персонала по обслуживанию насосных агрегатов регламентируются специальными инструкциями.

Особенности эксплуатации вентиляторных установок.

Вентиляторная установка – это совместно работающие вентиляторы, их двигатели и совместно обслуживаемая сеть.

Перед пуском вентиляторов производят внешний осмотр, проверяют прочность креплений и исправность КИП, подаче масла к подшипникам, для крупных вентиляторов – подаче охлаждающей воды к подшипникам. С целью уменьшения пусковых доков электродвигателя пуск центробежного вентилятора производят при закрытом направляющем аппарате или заслонке. Затем их плавно открывают. Нормально работающий вентилятор имеет плавный ход без сильных вибраций. Перед остановкой вентилятора закрывают направляющий аппарат или заслонку, затем отключают двигатель.