Методология хозяйственной деятельности
Гершгорин Владимир Семенович
Консультации по вторникам. После 17.00
Учебная литература:
Путеводитель по основным понятиям и схемам методологии.
Организация, руководство и управление.
Попов С.В. – организация хозяйства в России. (1 выпуск)
КОНСПЕКТЫ!!!!!
В марте контрольная по текстам.
Подготовить кейс.
Работа в проекте.
Определиться с темой кейса.
Подготовиться к семиминутным докладом по теме кейса.
Общая и прикладная методология. Хозяйство как тип мыследеятельности
Метод – понимается как направление или масштаб пути.
Для науки метод – устанавливался до введения всякой предметности. Метод – первичен, а предмет вторичен. Допускается то что поддается достоверному и несомненному познанию. А то, что не может быть проверенно на несомненность или достоверность – вообще не может быть предметом. Важна не истинность – а реализуемость. Для практической деятельность метод – это путь реализации, а не познания.
Метод – способ достижения цели. Организация теоретической и практической деятельности. Методы складываются только рефлексией (воздействие) над деятельностью. Далее метод закрепляется в виде принципов. Норм, методик, и реализуется через навыки, умения. Обеспечивается инструментально. Сегодня это называется компетенциями.
Очень важно то что в отличии от других практических деятельностей – управленческая всегда связана с нетипичными (внештатными) ситуациями. Управленца всегда поджидает неожиданность.
Поскольку ситуация почти всегда уникальна задачей методологии становится прояснение, конструирование и преобразование схем деятельности.
СМД (система мыследеятельностная) – методология.
СМД (система мыследеятельностная) – методология, – это одно из ведущих направлений в мировой и отечественной методологии. Это школа возникла в 50х годах прошлого века в Москве. Первоначально она называлась московский методологический кружок, в который входили четыре выдающихся человека: А.А. Зиновьев, Б.Г. Грушин, Мераб Константинович Мамардашвили, Г.П. Щедравицкий. СМД – методология связана с именем Г.П. Щедравицкого (1ххх г-1994г).
Для этой школы современной методологии ключевым и исходным является то что всякая конкретная деятельность объемлется (включается) и снимается (преобразуется) методологией а не наоборот.
Методология – осуществляет связь между логически организованным мышлением и практически ориентированным действием.
Концепция (концепт – понятие) СМД методология:
1. Методология предназначена для обеспечения человеческой деятельности нормами, проектами и схемами.
2. Методология – не методика. Потому что в отличии от методики до предела насыщена знаниями рефлексивно (по необходимости) включаемыми в проекты, схемы и нормы.
3. Основная тема методологии – это синтез разных знаний. Методологическая работа соединяет проектирование, критику, нормирование с исследованием и познанием (последнее подчинены познанию).
4. Методология соединяет знания о деятельности и мышлении со знаниями об объектах этой деятельности и мышлении. Методология – осуществляет связь между логически организованным мышлением и практически ориентированным действием.
5. Действует принцип множественности знаний относимых к одному объекту.
6. Представление о сложной популятивной (поколение, сосуществование) и связанной друг с другом.
Подходы к объекту деятельности:
1. Натуралистический – исследуем и ищем.
2. Деятельностный – вырабатываем правила работы с этим объектом.
Историческая ситуация современного хозяйства.
1. Понятие ситуации в культуре и методологии. Ситуация как необходимость и как невозможность действия.
2. Анализ ситуации как путь преодоления невозможности действия.
3. «Рамки» как способ ситуационного анализа.
4. Субъект и объект ситуации.
5. Россия: между инерционным и инновационным сценариями развития.
6. Современная ситуация в мировом хозяйстве: США и новые центры силы.
7. Между двумя технологическими укладами: смена управленческих технологий.
«Здесь и сейчас» - нынешняя ситуация.
1. Понятие ситуации в культуре и методологии. Ситуация как необходимость и как невозможность действия.
Ситуация (от лат. Ситус – положение) – это некоторое одноразовое (неприменимое к последующим ситуациям) знание.
Ситуация - это нечто однатное (мгновенное), неповторимое (уникальное).
Анализ ситуации возможен только в пространстве целей (разности целей многих людей). Ситуация – это и есть поле деятельности человека. Человек может ставить цели, управлять и действовать.
Ситуационная деятельность человека определена и ситуационно оформлена. Человек обязан действовать в ситуации (в ситуации есть сильный момент принудительности). Как действовать человеку ситуация не показывает и поэтому ему приходится принимать решение. Ситуация – это принуждение к принятию решения. А свобода состоит в выборе этого решения.
Ситуация как необходимость и невозможность действия.
2. Анализ ситуации как путь преодоления невозможности действия.
Позиция «Хозяина» -
Позиция Руководителя –
Анализ ситуации и принятие решения – это профессиональная работа.
Хорошими решения не бывают! Не должны быть плохими, но и хорошими им не быть т.к. затрагивают интересы различных групп людей.
Ситуационный анализ – это когда мы уже внутри ситуации (вместе с ней). И только тогда мы можем как бы произвести «инвентаризацию» тех факторов которые определяют данную ситуацию.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.