Методология хозяйственной деятельности, её основные понятия. Историческая ситуация современного хозяйства

Страницы работы

8 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Методология хозяйственной деятельности

Гершгорин Владимир Семенович

Консультации по вторникам. После 17.00

Учебная литература:

Путеводитель по основным понятиям и схемам методологии.

Организация, руководство и управление.

Попов С.В. – организация хозяйства в России. (1 выпуск)

КОНСПЕКТЫ!!!!!

В марте контрольная по текстам.

Подготовить кейс.

Работа в проекте.

Определиться с темой кейса.

Подготовиться к семиминутным докладом по теме кейса.

Общая и прикладная методология. Хозяйство как тип мыследеятельности

Метод – понимается как направление или масштаб пути.

Для науки метод – устанавливался до введения всякой предметности. Метод – первичен, а предмет вторичен. Допускается то что поддается достоверному и несомненному познанию. А то, что не может быть проверенно на несомненность или достоверность – вообще не может быть предметом. Важна не истинность – а реализуемость. Для практической деятельность метод – это путь реализации, а не познания.

Метод – способ достижения цели. Организация теоретической и практической деятельности. Методы складываются только рефлексией (воздействие) над деятельностью. Далее метод закрепляется в виде принципов. Норм, методик, и реализуется через навыки, умения. Обеспечивается инструментально. Сегодня это называется компетенциями.

Очень важно то что в отличии от других практических деятельностей – управленческая всегда связана с нетипичными (внештатными) ситуациями.  Управленца всегда поджидает неожиданность.

Поскольку ситуация почти всегда уникальна задачей методологии становится прояснение, конструирование и преобразование схем деятельности.

СМД (система мыследеятельностная) – методология.

СМД (система мыследеятельностная) – методология, – это одно из ведущих направлений в мировой и отечественной методологии. Это школа возникла в 50х годах прошлого века в Москве. Первоначально она называлась московский методологический кружок, в который входили четыре выдающихся человека: А.А. Зиновьев, Б.Г. Грушин, Мераб Константинович Мамардашвили, Г.П. Щедравицкий. СМД – методология связана с именем Г.П. Щедравицкого (1ххх г-1994г). 

              Для этой школы современной методологии ключевым и исходным является то что всякая конкретная деятельность объемлется (включается) и снимается (преобразуется) методологией а не наоборот.

Методология – осуществляет связь между логически организованным мышлением и практически ориентированным действием.

Концепция (концепт – понятие) СМД методология:

1.  Методология предназначена для обеспечения человеческой деятельности нормами, проектами и схемами.

2.  Методология – не методика. Потому что в отличии от методики до предела насыщена знаниями рефлексивно (по необходимости) включаемыми в проекты, схемы и нормы.

3.  Основная тема методологии – это синтез разных знаний.  Методологическая работа соединяет проектирование, критику, нормирование с исследованием и познанием (последнее подчинены познанию).

4.  Методология соединяет знания о деятельности и мышлении со знаниями об объектах этой деятельности и мышлении. Методология – осуществляет связь между логически организованным мышлением и практически ориентированным действием.

5.  Действует принцип множественности знаний относимых к одному объекту.

6.  Представление о сложной популятивной (поколение, сосуществование) и связанной друг с другом.

Хозяйственная деятельность

Подходы к объекту деятельности:

1.  Натуралистический – исследуем и ищем.

2.  Деятельностный – вырабатываем правила работы с этим объектом.


Историческая ситуация современного хозяйства.

1.  Понятие ситуации в культуре и методологии. Ситуация как необходимость и как невозможность действия.

2.  Анализ ситуации как путь преодоления невозможности действия.

3.  «Рамки» как способ ситуационного анализа.

4.  Субъект и объект ситуации.

5.  Россия: между инерционным и инновационным сценариями развития.

6.  Современная ситуация в мировом хозяйстве: США и новые центры силы.

7.  Между двумя технологическими укладами: смена управленческих технологий.

«Здесь и сейчас» - нынешняя ситуация.

1.  Понятие ситуации в культуре и методологии. Ситуация как необходимость и как невозможность действия.

Ситуация (от лат. Ситус – положение) – это некоторое одноразовое (неприменимое к последующим ситуациям) знание.

Ситуация - это нечто однатное (мгновенное), неповторимое (уникальное).

Анализ ситуации возможен только в пространстве целей (разности целей многих людей). Ситуация – это и есть поле деятельности человека. Человек может ставить цели, управлять и действовать.

Ситуационная деятельность человека определена и ситуационно оформлена. Человек обязан действовать в ситуации (в ситуации есть сильный момент принудительности). Как действовать человеку ситуация не показывает и поэтому ему приходится принимать решение. Ситуация – это принуждение к принятию решения. А свобода состоит в выборе этого решения.

Ситуация как необходимость и невозможность действия.

2.   Анализ ситуации как путь преодоления невозможности действия.

Позиция «Хозяина» -

Позиция Руководителя –

Анализ ситуации и принятие решения – это профессиональная работа.

Хорошими решения не бывают! Не должны быть плохими, но и хорошими им не быть т.к. затрагивают интересы различных групп людей.

Ситуационный анализ – это когда мы уже внутри ситуации (вместе с ней). И только тогда мы можем как бы произвести «инвентаризацию» тех факторов которые определяют данную ситуацию.

Похожие материалы

Информация о работе