Конфликтогены - высказывания и интонация:
1. Позиция превосходства, пристройка «сверху», нравоучения: Я же говорил! На самом деле. Это естественно, очевидно! Прошу Вас запомнить раз и навсегда! Я лучше знаю как надо…
2. «Ты – Вы» - высказывания. Наезды, обвинения, безальтернативность категоричность, особенно с обобщениями и сверхобобщениями, стереотипизацией: Все мужики-бабы сволочи!, Нет! Ничего подобного!: Вечно ты… Ты опять?! Ты как всегда! Это еще почему? Вы не понимаете. Ты никогда… Ты всегда…
3. Давление и запреты, императивность: Так и никак иначе! Надо. Прекрати! Немедленно сделай. Не щас, а сейчас же!)
4. Негативные оценки, обесценивание, оценочные суждения: Ага, ну да, конечно! Щаз! А еще чего? Морда не треснет? Чушь! Бред! Фигня! Да ну брось ты!)
5. Возражения, несогласие: Нет. Нет, ну что вы говорите?! Ты не прав. Это не так.
6. Оскорбления, грубость, насмешки, язвительность: Хватит молоть чушь» «Вы же умный человек, а говорите такие вещи!» «Для бестолковых объясняю еще раз...»
7. Оправдания, игра в дурика: Я не знал, это не я! (в смысле сам дурак)
8. Юмор на человека (Все вариации на тему Ты - смешной!)
9. Перебивания, пренебрежение: «Замолчи! Перестань! Изыди! Достал!»
10. Восприятие ситуации и участников в «статике»: Она же известная лентяйка, эгоистка, карьеристка!
Конфликтогены - действия, поступки:
1. Помеха. Вы чего-то своего достигли и помешали человеку рядом достичь желаемого - конфликтоген.
2. Эгоцентризм: демонстрирование уверенности, что ваша точка зрения – самая правильная и достойная.
3. Необязательность, нарушение договоренностей. Нарушение правил приличия: Не поздоровался или не попрощался с коллегой, не поблагодарил за услугу коллегу, не сообщил.
4. Невнимание и неблагодарность (не оценили по заслугам, не оценили попытку помочь)
5. Игнорирование, саботаж. Закрытость. Безразличие, неучастие, отдельность, эмоциональная холодность: грозное молчание, незаинтересованность, отсутствие ответных синтонов близким людям и т.д.)
6. Сатирические замечания: «Нечего мне сказки рассказывать» с определенной интонацией
Фразы – ёжики используют при желании «подлить масла в огонь»
Фраза-ежик типичная: «Так, сказки не рассказывай» «Я тебя не понимаю», «О чем ты вообще говоришь…?» «К чему ты клонишь?» Фразы-ежики о прошлом: «Ты и раньше меня подводил»
«Мы с тобой и раньше никогда не могли договориться» «На тебя и в прошлом нельзя было положиться». Фразы-ежики в отношении будущего: «Наши отношения зашли в тупик», «Я чувствую, мы с тобой договориться не сможем».
Синтоны и амортизаторы (поддерживающий климат профилактики конфликтов).
1. Равенство партнеров в позициях, без пристройки «сверху» или «снизу» без нужды.
2. Фактические сообщения, описание и прояснение действий, состояний проблемы и сторон, конкретизация: «Когда ты делаешь так, то я …(так чувствую, так реагирую и т.д.».
3. Активное слушание, выявление точек зрения, смыслов, интересов участников: «С моей точки зрения это…, а Вы как считаете?», «Я понял Вас так … верно?», «Так ли я услышал. Хочу уточнить», «Верно ли я понял, что Вас интересует это?».
4. Активное выражение благодарности, признательности. Знаки приятия, искренняя улыбка.
5. Положительная оценка, одобрение. Похвала, комплименты, искреннее восхищение
6. Знаки уважения, вежливость. Уважение ко времени партнера, к его мнению (не категоричность), его решениям.
7. Снятие вины с партнёра. Признание своих ошибок.
8. Восприятие ситуации и участников в динамике.
9. Готовность к компромиссу. Поиск и признание альтернатив.
10. Выполнение взятых на себя обещаний, следование договоренностям, общепринятым правилам, нормам.
11. Юмор, направленный на себя.
Фразы-амортизаторы используют, если у нас цель – решить конфликт.
Фразы-амортизаторы по поводу настоящего: «Я тебя понимаю», «Я тебя слушаю, я понимаю твои эмоции». Фразы-амортизаторы по поводу прошлого: «Мы и в прошлом находили с вами общий язык», «Мы и в прошлом решали эти проблемы», «У нас и в прошлом получалось решать эту ситуацию». Фразы-амортизаторы по поводу будущего: «Я думаю, мы сможем прийти к общему знаменателю», «Я стараюсь понять вашу точку зрения и обязательно ее учту».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.