Задания к контрольной работе по дисциплине «Спортивная медицина» и методические указания для ее выполнения

Страницы работы

18 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Социальный институт

Кафедра теории физической культуры и валеологии

ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«СПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА»

И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ

(ГОС-2005)

для студентов заочной формы обучения

специальности  050720.65 Физическая культура (033100)

Екатеринбург 2012


Задания к контрольной работе по дисциплине «Спортивная медицина» и методические указания для ее выполнения. Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.- пед. ун-т», 2012. 18 с.

Составитель канд. биол. наук, доцент А.Ф. Терешкин

Одобрены на заседании кафедры теории физической культуры и валеологии. Протокол от 22.02. 2012 г. № 07.

Заведующий кафедрой                                                      Н.В. Третьякова

Рекомендованы к печати методической комиссией Социального института РГППУ. Протокол от 12.03. 2012 г. № 07.

Председатель методической

комиссии СоИн РГППУ                                                     С.П. Миронова

© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2012

© Терешкин А.Ф., 2012


Введение

Спортивная медицина одна из молодых медицинских дисциплин. Ее развитие обусловил социальный запрос, связанный с приобщением цивилизо­ванного человека к занятиям физическими упражнениями в целях оздоровле­ния и спортивного совершенствования. Научные основы аккумулируют в се­бе результаты исследований в различных областях медико-биологических и педагогических знаний - анатомии, физиологии, биохимии, гигиены, терапии, травматологии, ортопедии, акушерства и гинекологии, психологии, педагоги­ки, теории и методики физического воспитания и спорта.

Широкий круг средств и методов физической культуры и спорта пере­водят организм на новые адаптационные уровни лишь при условии их адек­ватности функциональным возможностям и способностям тренирующихся. Перечень проблем, свойственных спортивной медицине, заключает в себе разработку и применение методов комплексного медицинского исследования и динамического наблюдения за различными контингентами, их здоровьем, физическим развитием, функциональным состоянием. Это позволяет подойти к оценке общей и специальной работоспособности с позиции системогенеза, взаимосвязи и взаимозависимости основных звеньев организма, нервно-мышечной системы, вегетативного обеспечения двигательной деятельности и внутренней среды, при изучении этих процессов на разных этапах физкуль­турной и спортивной деятельности (в покое, после дозированных нагрузок, тренировок и соревнований).

Данные спортивно-медицинского контроля служат основой для объек­тивной оценки состояния организма в управлении тренировочным процессом. Методология обследования определяется рядом факторов:

возрастом, характером направленности, физкультурно-спортивной деятель­ностью, квалификацией, этапом подготовки. Ранняя спортивная специализа­ция, нагрузки большого объема и интенсивности предъявляют высокие за­просы к спортивному отбору и ориентации. Это продиктовано необходимо­стью новых подходов к методологии врачебных и врачебно-педагогических наблюдений и единства тренировочного и восстановительного процессов. Среди средств восстановления, наряду с педагогическими и психологически­ми, важное место отводится медико-биологическим (физио-, бальнео-, реф-лексо-, аэроионо-, фитотерапии) различным видам массажа, регуляции водно-солевого обмена, . витаминизации, препаратов метаболического, тонизирую­щего, седативного воздействия).

Все разделы освещаются на фоне организационных формах врачебно-физкультурной работы в лечебно-профилактических учреждениях детской и взрослой сети, включая врачебно-физкультурные, школьные, подростковые кабинеты, здравпункты учреждений, медсанчасти предприятий, кабинеты врачебного контроля системы здравоохранения и ведомственные, в том числе спортивно-восстановительные (реабилитационные центры); врачебно-физкультурные диспансеры как головные учреждения - их практическая и ор­ганизационно-методическая деятельность.

На лабораторных и практических занятиях осваиваются методы физикального и инструментального исследования: умение собрать анамнез, про­вести наружный осмотр, антропометрию, функциональные исследования, оценку уровня здоровья, физического развития, функциональных возможно­стей и способностей для дифференцированного подхода в процессе занятий физическими упражнениями и спортом и, соответственно, этим представле­ниям, дать квалифицированную врачебно-спортивную консультацию.

Наряду со стереотипными методами (антропометрия, электрокардио­графия, реактометрия, степэргометрия) студентов знакомят с велоэргометрией, оснащенной компьютерным программированием, обработкой данных ис­следования, тахоосциллографией, эхо-, реоэнцефапо, электромитрафией, разнообразными методами клинико-биохимических исследований внутрен­ней среды, углеводного, жирового, белкового обмена.

Обучение методам врачебно-педагогических наблюдений реализуется в процессе педагогической практики: физиологическая кривая пульса, артери­ального давления. Функциональные пробы с дополнительными, повторными нагрузками: для определения степени утомления, адекватности реакций на нагрузки в условиях академических и внеклассных тренировочных занятиях.

По окончании каждого раздела на семинарских занятиях проводятся коллоквиумы, что позволяет расширить кругозор и углубить знания студен­тов.

Темы и требования к выполнению контрольных работ

Тема 1. Цели, задачи, организация и содержание работы спортивного врача. Диспансерный метод наблюдений в условиях учебного заведения, уч­реждений врачебно-физкультурной службы

Тема 2. Методика комплексного врачебного обследования. Содержание медицинской документации - врачебно-физкультурной карты (анкетные дан­ные, анамнез, общемедицинский, физкультурный, спортивный). Наружный осмотр; определение и оценка физического развития (антропометрия, методы индексов, стандартов).

Тема 2.1. Обследование органов и систем: нервной, сердечно­сосудистой, дыхательного аппарата, пищеварения, выделительной.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Задания на контрольные работы
Размер файла:
89 Kb
Скачали:
0