Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Социальный институт
Кафедра теории физической культуры и валеологии
ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«СПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА»
И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ
(ГОС-2005)
для студентов заочной формы обучения
специальности 050720.65 Физическая культура (033100)
Екатеринбург 2012
Задания к контрольной работе по дисциплине «Спортивная медицина» и методические указания для ее выполнения. Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.- пед. ун-т», 2012. 18 с.
Составитель канд. биол. наук, доцент А.Ф. Терешкин
Одобрены на заседании кафедры теории физической культуры и валеологии. Протокол от 22.02. 2012 г. № 07.
Заведующий кафедрой Н.В. Третьякова
Рекомендованы к печати методической комиссией Социального института РГППУ. Протокол от 12.03. 2012 г. № 07.
Председатель методической
комиссии СоИн РГППУ С.П. Миронова
© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2012
© Терешкин А.Ф., 2012
Спортивная медицина одна из молодых медицинских дисциплин. Ее развитие обусловил социальный запрос, связанный с приобщением цивилизованного человека к занятиям физическими упражнениями в целях оздоровления и спортивного совершенствования. Научные основы аккумулируют в себе результаты исследований в различных областях медико-биологических и педагогических знаний - анатомии, физиологии, биохимии, гигиены, терапии, травматологии, ортопедии, акушерства и гинекологии, психологии, педагогики, теории и методики физического воспитания и спорта.
Широкий круг средств и методов физической культуры и спорта переводят организм на новые адаптационные уровни лишь при условии их адекватности функциональным возможностям и способностям тренирующихся. Перечень проблем, свойственных спортивной медицине, заключает в себе разработку и применение методов комплексного медицинского исследования и динамического наблюдения за различными контингентами, их здоровьем, физическим развитием, функциональным состоянием. Это позволяет подойти к оценке общей и специальной работоспособности с позиции системогенеза, взаимосвязи и взаимозависимости основных звеньев организма, нервно-мышечной системы, вегетативного обеспечения двигательной деятельности и внутренней среды, при изучении этих процессов на разных этапах физкультурной и спортивной деятельности (в покое, после дозированных нагрузок, тренировок и соревнований).
Данные спортивно-медицинского контроля служат основой для объективной оценки состояния организма в управлении тренировочным процессом. Методология обследования определяется рядом факторов:
возрастом, характером направленности, физкультурно-спортивной деятельностью, квалификацией, этапом подготовки. Ранняя спортивная специализация, нагрузки большого объема и интенсивности предъявляют высокие запросы к спортивному отбору и ориентации. Это продиктовано необходимостью новых подходов к методологии врачебных и врачебно-педагогических наблюдений и единства тренировочного и восстановительного процессов. Среди средств восстановления, наряду с педагогическими и психологическими, важное место отводится медико-биологическим (физио-, бальнео-, реф-лексо-, аэроионо-, фитотерапии) различным видам массажа, регуляции водно-солевого обмена, . витаминизации, препаратов метаболического, тонизирующего, седативного воздействия).
Все разделы освещаются на фоне организационных формах врачебно-физкультурной работы в лечебно-профилактических учреждениях детской и взрослой сети, включая врачебно-физкультурные, школьные, подростковые кабинеты, здравпункты учреждений, медсанчасти предприятий, кабинеты врачебного контроля системы здравоохранения и ведомственные, в том числе спортивно-восстановительные (реабилитационные центры); врачебно-физкультурные диспансеры как головные учреждения - их практическая и организационно-методическая деятельность.
На лабораторных и практических занятиях осваиваются методы физикального и инструментального исследования: умение собрать анамнез, провести наружный осмотр, антропометрию, функциональные исследования, оценку уровня здоровья, физического развития, функциональных возможностей и способностей для дифференцированного подхода в процессе занятий физическими упражнениями и спортом и, соответственно, этим представлениям, дать квалифицированную врачебно-спортивную консультацию.
Наряду со стереотипными методами (антропометрия, электрокардиография, реактометрия, степэргометрия) студентов знакомят с велоэргометрией, оснащенной компьютерным программированием, обработкой данных исследования, тахоосциллографией, эхо-, реоэнцефапо, электромитрафией, разнообразными методами клинико-биохимических исследований внутренней среды, углеводного, жирового, белкового обмена.
Обучение методам врачебно-педагогических наблюдений реализуется в процессе педагогической практики: физиологическая кривая пульса, артериального давления. Функциональные пробы с дополнительными, повторными нагрузками: для определения степени утомления, адекватности реакций на нагрузки в условиях академических и внеклассных тренировочных занятиях.
По окончании каждого раздела на семинарских занятиях проводятся коллоквиумы, что позволяет расширить кругозор и углубить знания студентов.
Темы и требования к выполнению контрольных работ
Тема 1. Цели, задачи, организация и содержание работы спортивного врача. Диспансерный метод наблюдений в условиях учебного заведения, учреждений врачебно-физкультурной службы
Тема 2. Методика комплексного врачебного обследования. Содержание медицинской документации - врачебно-физкультурной карты (анкетные данные, анамнез, общемедицинский, физкультурный, спортивный). Наружный осмотр; определение и оценка физического развития (антропометрия, методы индексов, стандартов).
Тема 2.1. Обследование органов и систем: нервной, сердечнососудистой, дыхательного аппарата, пищеварения, выделительной.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.