Задания к контрольной работе по дисциплине «Спортивная медицина» и методические указания для ее выполнения, страница 3

Тема 11. Аэробные и анаэробные возможности и способности организма (МПК, атефазная и гликолитическая активность (производительность), гетерохронность восстановительных процессов, фазность восстановления - алактатная, лактатная (А.А.Ухтомкий, М.З.Маршак, АА.Пенкович, Н.3.3имкин, Р.Д.Дибнер, Р.ВМотылянская, А.А.Маркосян, О.В.Качоровская, М.ЯГоркин, Н.И.Волков, В.Е.Розенблат и др.). Особенности восстановительных процес­сов при различной направленности спортивной деятельности (силовой, ско-ростно-силовой, циклической с преимущественным развитием выносливости, ситуационной и др.)

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО КУРСУ СПОРТИВ­НОЙ МЕДИЦИНЫ

1.Спортивная медицина как научная дисциплина, Цели, задачи, организация, содержание работы. Диспансерный метод наблюдений в условиях учебного заведения, учреждения врачебно-физкультурной службы (кабинетов врачеб­ного контроля, врачебно-физкультурных диспансеров, медико-восстановительных центров).

2.Методика комплексного врачебного обследования. Содержание медицин­ской документации, врачебно-физкультурной карты, анкетные данные, анам­нез. Наружный осмотр: физикальные методы - визуальная оценка кожи, тело­сложения, костяка, суставов, мышц, жирового слоя; ощупывание кожи, мышц, сердечной области, органов дыхания, пищеварения, выделения (облас­ти почек, мочеточников, мочевого пузыря, паховых колец) простукивания (перкуссия) границ сердца, легких, печени, кишечника, выслушивание (аускультация) сердца, характер тонов, шумов, легких.

3. Антропометрия - исследование данных физического развития с помощью простых инструментальных методов, правила пользования весами, ростомером, спирометром, толстотным циркулем каттером, сантиметровой лентой, динамометром (кистевым, становым).

Объективная оценка физического развития. Метод индексов (весс-ростовой, росто-весовой), Эрисмана, пропорциональность. Развитие грудной, клетки, динамометрии. Пинье - крепости телосложения.

Метод стандартов средних антрогеометрических таблиц, разработан­ные вариационно-статистически на различных однородных контингентах, применительно к возрасту, поЛу, профессии, этнической принадлежности, гармоничность телосложения, физического развития.

4. Пищеварения: гастриты, энтериты, колиты, заболевания печени и желчевыводящих путей, органов моче выделения: (пиэлиты, нефриты, циститы, уретриты), эндокринной системы (надпочечников, поджелудочной, щитовидной, половых желез, гипофиза). Обмена веществ: нарушения жирового, углеводного, белкового обмена (ожирение, диабет, дистрофия, подагра), нервной системы (центральной, вегетативной, периферической), анамнез (перенесенные заболевания, травмы, боли судорожные припадки, сила нервных процессов - работоспособность, длительность поддержания, настойчивость, целе-
устремленность, характеристика высшей нервной деятельности - сила, подвижность, уравновешенность, эмоциональный настрой, состояние черепно-мозговых нервов глазодвигательного, лицевого, подъязычного; координационная функция (проба Ромберга), суходольные рефлексы, функциональное состояние кожного анализатора - чувствительность кинестического (двигательного), зрительного.

5.Исследования функционального состояния: сердечно-сосудистой системы. Функциональные пробы (одно-, двух-, трехвалентные). Методика проведения. Типы реакций - нормальные, атипичные. Качественная и количественная оценка.

6.Механизмы адаптации к физическим нагрузкам. Роль различных звеньев организма в системе срочной, долговременной адаптации (центральной нерв­ной, вегетативной, гуморальной регуляции). Понятие о гомеостазе. Роль дви­гательной активности различного объема, интенсивности, направленности споргивной деятельности в Формировании гомеостатических реакций.

7.Заключение по данным комплексного медицинского обследования. Оценка состояния здоровья (диагноз - сопутствующие заболевания, физического раз­вития, гармоничность, специфичность гармонии применительно к направлен­ности спортивной деятельности), адаптации к нагрузкам, рекомендации (об­щегигиенические, врачебно-спортивные, лечебные). Назначения в медицин­ские группы: а) для академических занятии по физвоспитанию (основная, подготовительная, специальная, временно освобожденные (формы работы, индивидуальные задашм); б) спортивного совершенствования (клинико-функциональные характеристики, педагогические подходы).

7.1. Врачебно-педагогические наблюдения. Цели, задачи исследований в ус­ловиях урока физического воспитания, спортивной тренировки, соревнова­ний. Методы исследований: а) санитарно-гигиеничеекая характеристика ус­ловий проведения занятий (температура, влажность, вентиляция,: скорость движения воздуха); б) характер реакций на естественные нагрузки; внешние признаки воздействия физических упражнений; данные опроса о состоянии; объективные исследования - частоты дыхания, сердечных сокращений, арте­риального давления, "физиологической кривой" - динамики показателей в течение занятий и восстановительном периоде; хронометраж, плотность урока; оценка методики проведения занятия, физиологическая кривая (по пульсу ар­териального давления), реакция на нагрузки, характер приспособляемости к нагрузке, тип реакции; в) тестирование с применением дополнительных дози­рованных нагрузок до и после занятия. Повторные специфические нагрузки для определения специальной тренированности. МПК по тесту Купера; реак-тометрия, характеристика кислород-транспортной функции.

8.Заключение специальной (спортивной) подготовленности.

9.Клинико-физиологическая оценка нормы патологии. Причины и условия развития заболевания (этиология и патогенез). Физические, химические, био­логические, социальные. Влияние экологических, наследственных и врож­денных факторов. Механизмы развития заболеваний. Саногенез (механизмы, условия реадаптации, компенсации, реабилитации, ресоциализации). Роль физических упражнений в формировании резистентности и надежности орга­низма в постоянно изменяющихся условиях внешней среды,

10.     Вопросы патологии в спортивно-медицинской практике.

10.1.Заболевания и повреждения внутренних органов, кожных покровов, опорно-двигательного аппарата, органов чувств, нервной, эндокринной сис­тем, обмена вешеств.