Тема 11. Аэробные и анаэробные возможности и способности организма (МПК, атефазная и гликолитическая активность (производительность), гетерохронность восстановительных процессов, фазность восстановления - алактатная, лактатная (А.А.Ухтомкий, М.З.Маршак, АА.Пенкович, Н.3.3имкин, Р.Д.Дибнер, Р.ВМотылянская, А.А.Маркосян, О.В.Качоровская, М.ЯГоркин, Н.И.Волков, В.Е.Розенблат и др.). Особенности восстановительных процессов при различной направленности спортивной деятельности (силовой, ско-ростно-силовой, циклической с преимущественным развитием выносливости, ситуационной и др.)
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО КУРСУ СПОРТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ
1.Спортивная медицина как научная дисциплина, Цели, задачи, организация, содержание работы. Диспансерный метод наблюдений в условиях учебного заведения, учреждения врачебно-физкультурной службы (кабинетов врачебного контроля, врачебно-физкультурных диспансеров, медико-восстановительных центров).
2.Методика комплексного врачебного обследования. Содержание медицинской документации, врачебно-физкультурной карты, анкетные данные, анамнез. Наружный осмотр: физикальные методы - визуальная оценка кожи, телосложения, костяка, суставов, мышц, жирового слоя; ощупывание кожи, мышц, сердечной области, органов дыхания, пищеварения, выделения (области почек, мочеточников, мочевого пузыря, паховых колец) простукивания (перкуссия) границ сердца, легких, печени, кишечника, выслушивание (аускультация) сердца, характер тонов, шумов, легких.
3. Антропометрия - исследование данных физического развития с помощью простых инструментальных методов, правила пользования весами, ростомером, спирометром, толстотным циркулем каттером, сантиметровой лентой, динамометром (кистевым, становым).
Объективная оценка физического развития. Метод индексов (весс-ростовой, росто-весовой), Эрисмана, пропорциональность. Развитие грудной, клетки, динамометрии. Пинье - крепости телосложения.
Метод стандартов средних антрогеометрических таблиц, разработанные вариационно-статистически на различных однородных контингентах, применительно к возрасту, поЛу, профессии, этнической принадлежности, гармоничность телосложения, физического развития.
4. Пищеварения: гастриты, энтериты,
колиты, заболевания печени и желчевыводящих путей, органов моче выделения:
(пиэлиты, нефриты, циститы, уретриты), эндокринной системы (надпочечников,
поджелудочной, щитовидной, половых желез, гипофиза). Обмена веществ: нарушения
жирового, углеводного, белкового обмена (ожирение, диабет, дистрофия, подагра),
нервной системы (центральной, вегетативной, периферической), анамнез (перенесенные
заболевания, травмы, боли судорожные припадки, сила нервных процессов -
работоспособность, длительность поддержания, настойчивость, целе-
устремленность, характеристика высшей нервной деятельности - сила, подвижность,
уравновешенность, эмоциональный настрой, состояние черепно-мозговых нервов
глазодвигательного, лицевого, подъязычного; координационная функция (проба
Ромберга), суходольные рефлексы, функциональное состояние кожного анализатора -
чувствительность кинестического (двигательного), зрительного.
5.Исследования функционального состояния: сердечно-сосудистой системы. Функциональные пробы (одно-, двух-, трехвалентные). Методика проведения. Типы реакций - нормальные, атипичные. Качественная и количественная оценка.
6.Механизмы адаптации к физическим нагрузкам. Роль различных звеньев организма в системе срочной, долговременной адаптации (центральной нервной, вегетативной, гуморальной регуляции). Понятие о гомеостазе. Роль двигательной активности различного объема, интенсивности, направленности споргивной деятельности в Формировании гомеостатических реакций.
7.Заключение по данным комплексного медицинского обследования. Оценка состояния здоровья (диагноз - сопутствующие заболевания, физического развития, гармоничность, специфичность гармонии применительно к направленности спортивной деятельности), адаптации к нагрузкам, рекомендации (общегигиенические, врачебно-спортивные, лечебные). Назначения в медицинские группы: а) для академических занятии по физвоспитанию (основная, подготовительная, специальная, временно освобожденные (формы работы, индивидуальные задашм); б) спортивного совершенствования (клинико-функциональные характеристики, педагогические подходы).
7.1. Врачебно-педагогические наблюдения. Цели, задачи исследований в условиях урока физического воспитания, спортивной тренировки, соревнований. Методы исследований: а) санитарно-гигиеничеекая характеристика условий проведения занятий (температура, влажность, вентиляция,: скорость движения воздуха); б) характер реакций на естественные нагрузки; внешние признаки воздействия физических упражнений; данные опроса о состоянии; объективные исследования - частоты дыхания, сердечных сокращений, артериального давления, "физиологической кривой" - динамики показателей в течение занятий и восстановительном периоде; хронометраж, плотность урока; оценка методики проведения занятия, физиологическая кривая (по пульсу артериального давления), реакция на нагрузки, характер приспособляемости к нагрузке, тип реакции; в) тестирование с применением дополнительных дозированных нагрузок до и после занятия. Повторные специфические нагрузки для определения специальной тренированности. МПК по тесту Купера; реак-тометрия, характеристика кислород-транспортной функции.
8.Заключение специальной (спортивной) подготовленности.
9.Клинико-физиологическая оценка нормы патологии. Причины и условия развития заболевания (этиология и патогенез). Физические, химические, биологические, социальные. Влияние экологических, наследственных и врожденных факторов. Механизмы развития заболеваний. Саногенез (механизмы, условия реадаптации, компенсации, реабилитации, ресоциализации). Роль физических упражнений в формировании резистентности и надежности организма в постоянно изменяющихся условиях внешней среды,
10. Вопросы патологии в спортивно-медицинской практике.
10.1.Заболевания и повреждения внутренних органов, кожных покровов, опорно-двигательного аппарата, органов чувств, нервной, эндокринной систем, обмена вешеств.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.