Задания к контрольной работе по дисциплине «Спортивная медицина» и методические указания для ее выполнения, страница 4

10.2.Остро развивающиеся патологические состояния в процессе занятий спортом. Внешние и внутренние причины. Внешние нарушения санитарно-гигиенических условий, предваряющих занятия, соревнования в процессе их проведения. Нарушения в организации и методике проведения занятий, со­ревнований. Внутренние нарушения в состоянии здоровья, функционального статуса занимающегося. Патологические механизмы и клинические проявле­ния: обмороки, гравитационный шок, гипогликелия, сердечно-болевой, печеночный синдром (усилия), тепловой, солнечный удар, пояснично-крестцовые боли.

10.3. .Хронические (клиника, диагностика, лечение, профилактика, эксперти­за: сердечно-сосудистой системы - миокардиодистрофия хронического физи­ческого перенапряжения:, нейроциркуляторная дистония; гипертоническая, гипотоническая болезни; сердечные аритмии, миокардиты различного проис­хождения (этиологии), органов дыхания (фарингиты, ларингиты, тонзиллиты, бронхиты, пневмонии, плевриты); нервной сисгемы и органов чувств: цен­тральной нервной системы, головного мозга - функциональные (неврозы и неврастения, истерия), органические (менингиты, энцефалиты); травмы го­ловного и спинного мозга (сотрясение, ушиб); периферической нервной сис­темы (радикулиты, невриты, невралгии, опоясывающий лишай); травмы, ушибы нервных сплетений и нервов; воспалительные сопутствующие уши­бам мягких' тканей - невриты, плекситы; отолярингологические - заболевания и повреждения ушей, горла, носа, слухового прохода, отиты (ушные ракови­ны, слухового прохода, барабанной перепонки, гортань (фарингиты, тонзил­литы), ларингиты, трахеи (трахеиты), бронхов, бронхиты, бронхиолиты, бронхиальная астма, носа (риниты инфекционные, реактивные, вазомоторные аллергические), придаточных полостей носа (гаймориты, этмоидиты, фронти­ты), искривление носовой перегородки (врожденные, травматические).

11. Опорно-двигательного аппарата. Характеристика опорно-двигательного аппарата: скелет (кости, позвоночник, хрящевые образования, суставы, связ­ки, сухожилия, мышцы); влияние оптимальных, физических упражнений на опорно-двигательный аппарат. Роль и реакция миоэнтезических образований (мышц, сухожилий, связок, фасций, апоневрозов); структурные и функцио­нальные изменения в них при рациональных нагрузках и перегрузках (физиологические, прогрессивные и патологические перестройки); дегенеративно-дистрофические изменения в костях (периоститы, периостеопатия, в сухо­жилиях (тендовагиниты, дендиониты, паратенониты); связок (лигаментиты), мышц '(миозиты, миоэнтериты); суставов (артриты, артрозы, периартрозы, синовиты, периартриты, периартрозы); хрящей (хондрозы, остеохондрозы, хондромаляции); позвоночника (врожденные аномалии, спондиолизы; спон-дилистезы и др.); приобретенные кифюзы (сколиозы, остеохондрозы). Един­ство тренировочного и восстановительного процесса.

12.Управление тренировочным процессом. Механизмы перехода на новые адаптационные уровни. Особенности врачебного контроля за спортсменами различных возрастных групп периода пощотовки, проведения соревнований; направленности тренировочного процесса; средства и методы при различной направленности спортивной деятельности (силовой, скоростно-силовой, цик­лической с преимущественным развитием выносливости, ситуационной и др.)

13.Закономерности протекания процессов утомления и восстановление умст­венного сенсорного, эмоционального, физического. Аэробные и анаэробные возможности и способности организма (МОК, АТФазная и гликолитическая активность (производительность), гетерохронность восстановительных про­цессов, фазность восстановления

14. Переутомление, перетренированностъ, перенапряжение. Клинические проявления, причины и условия возникновения и развития,
дифференциальная диагностика, экспертиза. Профилактика отклонений в состоянии здоровья и тренированности. Методы: педагогические, психологические, медико-биологические. Оптимизация условий, методов, средств восстановления на различных уровнях - клеточном, тканевом органном Возраст и восстановительные процессы, критерии восстановления при различных видах спортивной деятельности, условия исследований в микро-, мезо-, макроцик­лах.

15.Средства и методы оптимизации восстановления.

15.1.Педагогические (оптимальное планирование тренировочной нагрузки на различных этапах подготовки в микро-, мезо-, макроциклах); рациональное соотношение общей и специальной подготовки; волнообразность и вариатив­ность средств тренировки, отдыха; негативное влияние монотонности; актив­ный отдых (величина, фактор нагрузки, эмоциональность отдыха

15.2.Медико-биологические: а) гигиенические (режим общий, тренировоч­ный, условия быта, тренировки сна и бодрствования, питания, гидропроцеду­ры, баня; б) медицинские: массаж (восстановительный, лечебный, предвари­тельный и др.); физиотерапия - ионофорез, УФ, облучения, электростимуля­ция, баровоздействия (гипер-гипобарические), аэро-ионотерапия; вита­минизация; биологически активные фитопрепараты (фитопрофилактика, фи­тотерапия); питательные смеси для регуляции водно-солевого обмена; психо­логические (психодиагностика, психокоррекция, психотерапия).

15.3.Избирательность и индивидуализация применения различных средств и методов восстановления с учетом возраста, пола, квалификации, степени тре­нированности, предшествующей 'деятельности, периода подготовки. Кон­троль за деятельностью стимулирующего фактора, применения, эффективно­стью.

15.4.Превентивная и клиническая реабилитация (медицинская, физическая, функциональная, спортивная).

Рекомендуемая литература

Основные источники:

1.  Граевская Н. Д., Долматова Т. И. Спортивная медицина: учебное пособие для вузов. М., 2008.

2.  Епифанов В. А. Спортивная медицина: учебное пособие. М., 2008.

Дополнительные источники:

1.  Авдеева Т. Г., Виноградова Л. В. Быхрах Н. Н. Детская спортивная медицина: учебное пособие. М., 2005.

1.  Дубровский В. И. Спортивная медицина. М., 2000.

2.  Макарова Г. А. Спортивная медицина. М., 2004.

ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«СПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА»

И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ

Подписано в печать       Формат 60 ´ 84 / 16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л.        Уч. - изд. л.         Тираж                      экз.

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11

Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11