Тема 3. Клинико-физиологическая оценка нормы и патологии. Этиология и патогенез. Причины, условия возникновения, развития заболеваний (физические, химические, биологические, социальные). Влияние экологических, наследственных и врожденных факторов.
Роль физических упражнений в формировании стрессоустойчивости и надежности организма в постоянно изменяющихся условиях внешней среды.
Тема 3.1. Исследования функционального состояния физиологических систем: сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системы, функциональные пробы. Методика проведения. Типы реакций - нормальные, атипичные, патологические. Качественная и количественная оценка. Механизмы адаптации к физическим нагрузкам Роль различных звеньев организма в системе срочной, долговременной адаптации (центральной нервной, вегетативной, гуморальной регуляции). Понятие о гомеостазе. Роль двигательной активности различного объема, интенсивности, спортивной деятельности в формировании гомеостатических реакций.
Тема 4. Заключение по данным комплексного медицинского обследования. Оценка состояния здоровья (диагноз - основной, сопутствующие заболевания; физического развития (гармоничность, специфичность гармонии применительно к направленности спортивной деятельности), адаптации к нагрузкам, рекомендации (общегигиенические, врачебно-спортивные, лечебные). Назначения в медицинские группы: а) для академических занятий по физвоспитанию; б) для спортивного совершенствования
Тема 5. Врачебно-педагогические наблюдения. Цели, задачи исследований в условиях урока физического воспитания, спортивной тренировки, соревнований. Методы исследований: а) санитарно-гигиеническая характеристика условий проведения занятий (температура, влажность, вентиляция, скорость движения воздуха.);
б) характер реакций на естественные нагрузки (внешние визуальные признаки воздействия физических упражнений; данные опросов состоянии: объективных исследований - частоты дыхания, сердечных сокращений, артериального давления, "физиологической кривой" - динамики показателей в течение занятий и восстановительного периода; хронометраж, плотность урока оценка методики проведения занятий, реакции, характер приспособляемости к нагрузке; ортостатическая проба; показатели внешнего дыхания; динамометрия ручная, становая, инструментальные методы, электрокардиография, оксиометрия, лиготонометрия, радиоэлектрокардиография. Самоконтроль: субъективные (самочувствие, настроение, сон, аппетит, работоспособность), функция кишечника, желание тренироваться); объективные (частота пульса потоотделение, спортивно-технические результаты).
Тема 6. Вопросы патологии в спортивно-медицинской практике
Тема 6.1. Заболевания и повреждения внутренних органов, кожных покровов, опорно-двигательного аппарата, органов чувств, нервной, эндокринной систем, обмена веществ.
Тема 6.2. Остро развивающиеся патологические состояния в процессе занятий спортом. Внешние и внутренние причины: нарушения санитарно-гигиенических условий, предваряющих занятия, соревнования и в процессе их проведения; нарушения в организации и методике проведения занятий, соревнований; внутренние - нарушения в состоянии здоровья, Функционального статуса занимающегося. Патогенетические механизмы и клинические проявления: обмороки, гравитационный шок, гипогликемия, сердечно-болевой, печеночный синдром (усилия), тепловой, солнечный удар, пояснично-крестцовые боли.
Тема 6.3. Хронические, патологические состояния (клиника, диагностика, лечение, профилактика, экспертиза); сердечно-сосудистой системы - мио-кардиодистрофия хронического физического перенапряжения, нейро-циркуляторная дистония, гипертоническая, гипотоническая болезни, сердечные аритмии, миокардиты различной этиологии органов дыхания, фарингиты, ларингиты, тонзиллиты, бронхиты, пневмонии, плевриты, желудочно-кишечного тракта (гастриты, энтериты, колиты, заболевания печени и желчевыводящих путей.
Органов мочевыделительной системы - пиэлиты, нефриты, циститы, уретриты. Эндокринной системы - надпочечников, поджелудочной, щитовидной, половых желез, гипофиза. Обмена веществ: нарушения жирового, углеводного, белкового обмена (ожирение, диабет, дистрофия, подагра). Нервной системы и органов чувств. Центральной нервной системы, спинного мозга: функциональные (неврозы и невростения, истерия, навязчивые состояния, травмы головного и спинного мозга (сотрясение, ушиб, сдавленно). Периферической нервной системы (радикулиты, невриты, невралгии, опоясывающий лишай); травмы, ушибы нервных сплетений и нервов, сопутствующие ушибам мягких тканей - невриты, плекситы. Заболевания, повреждения ушей, горла, носа, слухового прохода, отиты (ушной раковины, барабанной перепонки), горла (фарингиты, тонзиллиты), ларингиты, трахеи (трахеиты), бронхов, (бронхиты, бронхиолиты, бронхиальная астма), носа (риниты инфекционные, реактивные, вазомоторные, аллергические), придаточных полостей носа (гаймориты, этмоидиты, фронтиты). Искривление носовой перегородки (врожденное, травматическое).
Тема 7. Функциональная характеристика опорно-двигательного аппарата. Скелет (кости, позвоночник, хрящевые образования, суставы, связки, сухожилия, мышцы).
Влияние оптимальных, физических упражнений на опорно-двигательный аппарат. Роль и реакция миоэнтезических образований (мышц, сухожилий, связок, фасций, апоневрозов), структурные и функциональные изменения в них при рациональных нагрузках и перегрузках, физиологический (прогрессивные) и патологические перестройки. Дегенеративно-дистрофические изменения в костях (периоститы, периостеопатии); в сухожилиях (тендовагиниты. дединиты, паратенониты); связок (лигаментиты), мышц (миозиты, миоэнте-зиты; суставов (артриш, артрозы, периартрозы, синовиты, периартриты, пе-риартрозы); хрящей (хондрозы, остеохондрозы, хондромаляции). Заболевания позвоночника (врозденные аномалии, спондиолизы, спондилистезы и др.), приобретенные (кифозы, сколиозы, остеохондрозы).
Тема 8. Единство тренировочного и восстановительного процесса. Механизмы перехода на новые адаптационные уровни.
Тема 9. Особенности врачебного контроля за спортсменами различных возрастных групп, периода подготовки, проведения соревнований, направленности' тренировочного процесса, средства и методы»
Тема 10. Закономерности протекания процессов утомления и восстановления: умственного, сенсорного, эмоционального, физического. Переутомление, перетренированное гь, перенапряжение. Клинические проявления, причины и условия возникновения и развития, дифференциальная диагностика, экспертиза. Профилактика отклонений в состоянии здоровья и тренированности. Превентивная и клиническая реабилитация (медицинская, физическая, функциональная, спортивная).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.