Экономическая оценка показателей продукции пассажирской компании, страница 6

Средняя доходная ставка по ОАО «ФПК» возросла за анализируемый период на 30% или 3,13 р. на 10 пас.-км. Изменение доходной ставки  в регулируемом сегменте (возросла 3,11 р./10 пас.-км) не равнозначно изменению доходной ставки в дерегулируемом сегменте (снизилась в 2011 г. на 1,78 р. /10 пас.-км). Сам уровень доходной ставки в дерегулируемом сегменте превышает значение доходной ставки в дерегулируемом сегменте в 2-3 раза, что объясняется более высоким уровнем сервиса, скоростными параметрами, удобством расписанием и расходами, связанными с предоставлением дополнительных услуг в этом сегменте, что позволяет ему быть прибыльными по сравнению с регулируемым сегментом.

В расходах Компании по обычным видам деятельности преобладает элемент затрат ─ «прочие расходы», формирующийся  в основном за счет расходов связанных с потреблением услуг  инфраструктуры и арендой локомотивов, − более 50%. Рост затрат прослеживается по всем элементам расходов.

При сокращении пассажирооборота на 0,8% и увеличении расходов на пассажирские перевозки на 24%, наблюдается рост удельных расходов ОАО «ФПК» по пассажирским перевозкам за 2010-2011 гг. на 25,5%. При этом значения удельных расходов превышают значения средней доходной ставки как в 2010 г., так и в 2011 г.: в 1,22-1,18 раза. Такое соотношение влечет за собой убыточность пассажирских перевозок (рис. 9).

Рисунок 9 ─ Сопоставление уровня средней доходной ставки и удельного расхода ОАО «ФПК», р./10 пас.-км.

В 2010 году ОАО «РЖД» сделало огромный шаг - ушло от перекрестного субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых, и попыталось сделать понятной систему взаимоотношений государства и перевозчика. Необходимые субсидии для покрытия выпадающих доходов от пассажирских перевозок в дальнем следовании предусматриваются в федеральном бюджете РФ (рис. 10).

Рисунок 10 ─ Размеры выделяемых субсидий из федерального бюджета на компенсацию потерь в доходах от перевозок в поездах дальнего следования в плацкартных и общих вагонах, млн. р.

В 2010-2011 гг. выделяемые субсидии организациям железнодорожного дорожного транспорта, на компенсацию потерь в доходах регулируемого сектора пассажирских перевозок снизились на 16% или 5,8 млрд. р. Однако  объем выделяемых субсидий именно ОАО «ФПК» возрос на 11% или 2,8 млрд. р. Так как, ОАО «ФПК» занимает на рынке пассажирских перевозок дальнего следования более 90%, то основной объем субсидий, выделяемый государством на компенсацию потерь в доходах, приходится на долю этой Компании ─ от 75% в 2010 г. до 98% в 2011г.

Субсидии, получаемые ОАО «ФПК», на компенсацию выпадающих доходов занимают в общем объеме доходов от всей производственно-финансовой деятельности 14-15% в 2010-2011 гг.

Помимо субсидии на компенсацию выпадающих доходов, выделяют субсидии на компенсацию потерь при установлении льгот отдельным категориям граждан. Их уровень в 2011 г. сократился по сравнению с 2010 г. на 30,2 млн. р.

Таблица 3 ─ Объем субсидий, выделяемых федеральным бюджетом ОАО «ФПК» на иные компенсации, в связи с установлением льгот.

Субсидии, учитываемые в составе дебиторской задолженности

2010 год

2011 год

Изменение, млн.р.

Субсидии на компенсацию потерь в доходах от выравнивания тарифов при перевозке пассажиров из (в) Калининградскую обл. в (из) другие регионы РФ, млн. р.

294,3

312,1

+17,8

Субсидии на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате установления льгот по тарифам на перевозку обучающихся и воспитанников общеобразовательных   учреждений старше 10 лет железнодорожным транспортом общего пользования в общих и плацкартных вагонах в поездах дальнего следования всех категорий, млн. р.

738,1

690,1

-48,0

Итого

1032,4

1002,2

-30,2