Экономическая оценка показателей продукции пассажирской компании, страница 4

Далее во второй главе были рассчитаны, с использованием трех подходов, коэффициенты неравномерности пассажирских перевозок, осуществляемых ОАО «ФПК» (табл. 1).

Таблица 1 − Показатели неравномерности пассажирских перевозок, осуществляемых ОАО «ФПК» в 2011 году

Период года

Количество отправленных пассажиров, млн. чел.

Удельный вес, проц.

Коэффициенты неравномерности

1 подход

2 подход

3 подход

Январь

7,7

6,8

1,49

0,82

2,26

Февраль

6,2

5,5

0,66

Март

6,4

5,7

0,68

Апрель

6,4

5,7

0,68

Май

6,9

6,1

0,74

Июнь

11,5

10,3

1,23

Июль

13,7

12,2

1,46

Август

14,0

12,4

1,49

Сентябрь

13,0

11,6

1,39

Октябрь

10,5

9,3

1,12

Ноябрь

8,7

7,7

0,93

Декабрь

7,5

6,7

0,80

Итого

112,5

100,00

х

х

х

Неравномерность перевозок пассажиров в дальнем следовании в течение года по месяцам имеет ярко выраженный и устойчивый характер. Наибольшие размеры перевозок в дальнем следовании выполняются в июле–августе. В месяц максимального объема дальние перевозки пассажиров более чем в 2 раза превышают их минимальные размеры декабря – февраля (рис. 6).

Рисунок 6 − Динамика индекса сезонности в 2011 году

Так как, неравномерность пассажирских перевозок дальнего следования осложняет работу по организации перевозочного процесса в полном и качественном удовлетворения населения в перевозках, были рассмотрены пути ее преодоления.

Сглаживание неравномерности перевозок – одна из важнейших задач железнодорожного транспорта, которая решается с использованием различных  гибких механизмов: введение поездов круглогодичного, сезонного и разового обращения; дополнительных поездов на пиковые периоды; в периоды спада перевозок предусматриваются льготы на проезд для определенных категорий пассажиров; вводится гибкое тарифное регулирование пассажирских перевозок; внедряются новые правила расчета цен – "Динамическое ценообразование " и др.

Дифференцированные по календарным периодам года индексы изменения тарифов на перевозки пассажиров в дальнем следовании устанавливаются соответствующим приказом Федеральной службы по тарифам. В работе они были приведены на 2013 год (рис. 7).

Рисунок 7 – Сезонные коэффициенты изменения тарифов на пассажирские перевозки в вагонах ОАО «ФПК» за 2013г.

Самый низкий коэффициент индексации как в регулируемом, так и в дерегулируемом сегменте установлен  в государственный праздник 9 мая – 0,50, что позволяет пассажирам совершить поездку в 2 раза дешевле.

В дерегулиремом сегменте снижение коэффициента индексации от 10% до 20% происходит в совокупности на 153 дня, а в регулируемом сегменте снижен коэффициент индексации от 10% до 25% в совокупности на 190 дней.

Максимальное увеличение коэффициента индексации в дерегулируемом сегменте − на 20% приходится на два периода: июль – август и  конец декабря (2 дня), что в совокупности составляет 54 дня, в регулируемом сегменте приходится на три периода: 1-ую декаду июня, июль-август и конец декабря (2 дня), таким образом, на 59 дней.

После 9 мая коэффициент изменения тарифов в регулируемом сегменте неоднократно превышает значение коэффициента изменения тарифов в дерегулируемом сегменте, либо коэффициенты находятся на одном уровне.

Дифференцированные по календарным периодам индексы изменения тарифов на перевозки пассажиров в дерегулируемом сегменте, не распространяются на поезда, в которых действуют новые правила расчета цен – "Динамическое ценообразование, введенные с 01.03.2013 года на определенных маршрутах.