Экономическая оценка показателей продукции пассажирской компании, страница 5

В работе были исследованы показатели транспортной подвижности населения. Показатель транспортной подвижности за 2010-2011 годы снижается, что объясняется снижением объема перевезенных пассажиров на 0,5%, при относительно постоянной численности населения в этот период.

Используя данные Российского статистического ежегодника за 2011 год, были произведены расчеты по транспортной обеспеченности пассажирскими перевозками населения субъектов РФ, в разрезе филиалов ОАО «ФПК» (рис. 8).

Рисунок 8 –Динамические коэффициенты транспортной подвижности по филиалам ОАО «ФПК» в 2011г.

В ряде субъектов РФ (например: Камчатский край, Магаданская область, Чукотский автономный округ) отсутствует железнодорожная инфраструктура. Однако, население, проживающее в этих субъектах, либо работающее временно, нельзя исключать из расчетов подвижности населения. Поэтому, чтобы связать такие субъекты РФ с пассажирскими железнодорожными перевозками, было рассмотрено, в какой зоне ближнего железнодорожного тяготения находится тот или иной регион, определены ближайшие железнодорожные станции, к которым население может добираться альтернативными видами транспорта (автотранспортом, воздушным транспортом и т.д.).

Наибольшее значение динамический коэффициент подвижности имеет в Дальневосточном филиале – 1517 пас.-км/чел. Несколько ниже коэффициенты подвижности населения в Восточно-Сибирском филиале – 1343 пас.-км/чел., Забайкальском филиале – 1258 пас.-км/чел. Такая ситуация объясняется удаленностью регионов, обслуживаемых этими филиалами ОАО «ФПК», а следовательно перевозка пассажиров осуществляется на более дальнее расстояние.

Третья глава магистерской диссертации посвящена вопросам формирования финансового результата Компании и субсидированию выпадающих доходов в регулируемом секторе.

По сравнению с  2010 г. бухгалтерская прибыль в 2011 г. возросла на 43% и составила  − 3,3 млрд.р.,  но после уплаты налога на прибыль, штрафных санкций в бюджет, Компания получила чистую прибыль 108 млн. р., что ниже значения 2010 года почти в 3 раза.

Следует отметить, что темп роста доходов от пассажирских перевозок (129%) за анализируемый период выше темпа роста расходов от пассажирских перевозок (124%). Однако, полученные доходы от пассажирских перевозок не покрывают понесенных расходов от пассажирских перевозок: в 2010 году – на 26,2 млрд. р., в 2011 году – на 27,3 млрд. р.

За анализируемый период на 2,8 млрд.р. или 53% возросли доходы от перевозки багажа, грузобагажа и почты. Такая ситуация обусловлена: индексацией тарифов в 2011 г. на 10%; урегулированием нормативной базы для расчета размеров тарифов, сборов и платы, связанных с перевозкой грузобагажа и багажа железнодорожным транспортом; индексацией платы за пробег собственных (арендованных) вагонов при перевозке грузобагажа.

В дерегулируемом сегменте доходы возросли в 2011 г. по сравнению с 2010 г. почти на 39% , при этом рост доходов наблюдается как от перевозки пассажиров в купейных и СВ вагонах (на 17 млрд.р.), так и от перевозки пассажиров в международном сообщении (на 7,5 млрд.р.). Данные приведены в табл. 2. Такой рост доходов обусловлен: ростом доходной ставки в связи с индексацией тарифов на 5%; увеличением объема перевозок (пассажирооборота) на 51,5%; проведением маркетинговых акций.

В регулируемом сегменте доходы возросли в 2011 г. по сравнению с 2010 г. почти на 18%, при том, что объем перевозок в этом сегменте сократился на 20,5%.

Таблица 2 – Доходы ОАО «ФПК» от пассажирских перевозок по сегментам за 2010-2011 гг.

Показатель

Доходы млрд. р.

Темп роста,

проц.

Удельный вес, проц.

2010 г.

2011 г.

2010 г.

2011 г.

изменение,

проц. (+,-)

Регулируемый сегмент, в том числе:

53,3

62,7

117,64

45,6

41,6

-4,0

перевозка пассажиров в плацкартных и общих вагонах

48

54,6

113,75

41,1

36,2

-4,9

перевозка багажа, почты, грузобагажа

5,3

8,1

152,83

4,5

5,4

+0,9

Дерегулируемый сегмент, в том числе:

63,6

88,1

138,52

54,4

58,4

+4,0

перевозка пассажиров в купейных и СВ вагонах

44,4

61,4

138,30

38,0

40,7

+2,7

перевозка пассажиров в международном сообщении

19,2

26,7

139,06

16,4

17,7

+1,3

Всего

116,9

150,8

130,00

100,0

100,0