Экономическая оценка показателей продукции пассажирской компании, страница 3

Анализ трудового потенциала ОАО «ФПК» показал, что среднесписочная численность работников за 2011 год в сфере основной деятельности составила 79,8 тыс. чел., в том числе занятых на перевозках — 72,4 тыс. чел. Состав контингента ОАО «ФПК» (основной контингент представляют поездные бригады) обусловлен основным направлением ее деятельности − перевозка пассажиров в поездах дальнего следования.

Среднесписочная численность ОАО «ФПК» по основной деятельности за 2010-2011 годы сократилась на 2,9 тыс. чел., при этом среднесписочная численность поездных бригад возросла на 607 человек, а численность билетных кассиров и по другим профессиям сократилась.

Сокращение численности билетных кассиров вызвано политикой ОАО «ФПК» оптимизации продаж билетов (сокращением количества традиционных билетных касс и заменой их на более современные средства продажи).

Для оптимизации своей уставной деятельности ОАО «ФПК» передает непрофильные направления деятельности сторонней профессиональной компании – на аутсорсинг. За анализируемый период по договорам аутсорсинга было привлечено 19-20 тыс. чел.

Уменьшение объемов перевозочной деятельности, вызвало сокращение контингента, занятого в деятельности ОАО «ФПК» на 4,3%, при этом собственный контингент уменьшился на 3,5%, а контингент занятый в Компании по договорам аутсорсинга − на 7,7% (рис. 2).

Рисунок 2 − Динамика численности ОАО «ФПК» по источникам привлечения контингента за 2010-2011 гг., чел.

Рассмотрев организационно-правовой статус ОАО «ФПК», его имущественный и трудовой потенциал, можно сделать вывод, что исследуемая компания обладает достаточными средствами для достижения поставленных целей и стремится к наращиванию своих возможностей, делая упор на конкурентные преимущества.

Во второй главе настоящей  работы были проанализированы объемные и качественные показатели, характеризующие продукцию ОАО «ФПК» по различным критериям.

ОАО «ФПК» предлагает пассажирам порядка 80 продуктов, различающихся по типам вагонов, сервисным услугам, скоростному режиму курсирования поездов и категории подвижного состава.

Количество отправленных пассажиров в дальнем следовании на всем маршруте снизилось в 2011 г. на 0,6 млн. пас., пробег пассажирских вагонов снижен на 4,6%; пассажирооборот Компании в дальнем следовании сократился на 0,8%.

По итогам работы Компании в 2010-2011 годах наибольший объем пассажирских перевозок выполняется в поездах собственного формирования — 89,4% и 90% соответственно.

Участие филиалов в структуре пассажирооборота ОАО «ФПК» не равнозначное (рис. 3).

Рисунок 3 – Структура пассажирооборота ОАО «ФПК» по филиалам за 2011 год, проц.

Например: максимальная доля приходится на Московский филиал − 11,0%, минимальная доля ─ на Калининградский филиал – 0,8%. Такая структура пассажирооборота по филиалам обусловлена самой организационной структурой работы ОАО «ФПК», протяженностью эксплуатационных путей, географическим расположением филиалов.

Очевидно, что основной объем перевозок пассажиров, приходится на плацкартные вагоны ─ 69%. Это обусловлено более доступными ценами для населения и более высокой вместимостью вагона по сравнению с купейными вагонами и тем более вагонами СВ (рис. 4).

Рисунок 4− Структура объема перевозок по типам вагонов, формирования ОАО «ФПК» в 2011 году, проц.

Перевозки пассажиров по железной дороге осуществляются в регулируемом сегменте и дерегулируемом сегменте. За 2010-2011 годы прослеживается значительное снижение объемов перевозок пассажиров  в регулируемом сегменте - на 20,5% или 16,7 млрд. пасс-км и увеличение объемов перевозок пассажиров в дерегулируемом сегменте на 51,5% или на 15,8 млрд. пасс-км (рис. 5).

Рисунок 5 – Динамика пассажирооборота в дальнем следовании,

млрд. пас.-км

В структуре пассажирооборота по типам поездов, формирования ОАО «ФПК», наибольшая доля приходится на поезда круглогодичного обращения ─ 76%.

Наряду с объемными показателями работы, были рассмотрены показатели использования пассажирского подвижного состава ОАО «ФПК» за 2010-2011гг. Коэффициент использования вместимости вагонов превышает значение 2010 г. на 3,6 %, средний состав пассажирского поезда вырос на 1,5%, населенность пассажирского вагона увеличилась на 4,6%, что свидетельствует о повышении качества использования подвижного состава.