Проектирование транспортных выработок околоствольного двора

Страницы работы

Содержание работы

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ ВЫРАБОТОК ОКОЛОСТВОЛЬНОГО ДВОРА

Околоствольные дворы современных шахт представляют собой сложный и многообразный комплекс транспортных выработок и камер, предназначенных обеспечить выполнение разнообраз­ных производственных функций шахты в период ее эксплуата­ции.

Основное назначение околоствольных дворов — создание условий бесперебойной механизированной работы по приемке: 1) полезного ископаемого, поступающего из очистных и подго­товительных работ, а также породы от проведения выработок и их ремонта; 2) материалов и оборудования, поступающих с земной поверхности, и отправке их на эксплуатационные участ­ки шахты, а также оборудования, выдаваемого на поверхность для ремонта; 3) воды, притекающей из подземных выработок, и выдаче ее на поверхность;  4) по безопасному приему людей, спускающихся на работы в шахту и поднимаемых на поверх­ность после окончания работ; 5) по распределению энергии для питания подземных машин и установок и др.

Многообразие производственных функций околоствольных дворов вызывает необходимость иметь в его системе различные по размерам, форме сечения и положению в пространстве вы­работки и камеры.

Особо важное значение имеют транспортные выработки, расположение которых в околоствольном дворе должно обес­печить минимальные по продолжительности маневры с соста­вами вагонеток, прибывающих на околоствольный двор, и ми­нимальные пробеги электровозов, а также исключить встречные потоки грузовых и порожних составов вагонеток.

Камеры и околоствольные дворы.

Камерами называют подземные горные выработки, имеющие зна­чительное поперечное сечение при сравнительно небольшой длине. Камеры, предназначенные для установки машин, хранения запас­ного оборудования, инструментов и материалов, а также для хозяй­ственных, санитарных и ремонтных целей, называют служебными. Камеры, образующиеся в результате ведения очистных работ, называют очистными.

К числу служебных камер относятся: сопряжение околостволь­ного двора со стволом, насосная и машинные камеры, склад взрывчатых материалов, электровозное депо, камера для ожидания, медпункт, диспетчерская, камера для противопожарного поезда.

Околоствольный двор представляет собой совокупность вырабо­ток около шахтного ствола, предназначенных для обслуживания подземного хозяйства и соединяющих ствол (или стволы) с главными откаточными или вентиляционными выработками (рис. 1).

Сопряжением околоствольного двора со стволом называют камеру, примыкающую непосредственно к стволу шахты, в которой производятся все операции по погрузке и разгрузке дви­жущихся по стволу подъемных клетей или скипов.

            При подъеме груза в клетях в околоствольном дворе произво­дится расцепка прибывающих груженых составов, погрузка в клеть отдельных груженых вагонов, выгрузка из клети порожних вагонов, составление порожних составов и отправка их к пунктам погрузки.

При  подъеме  груза  в  скипах  в  околоствольном дворе,  кроме маневровой работы электровоза, производится разгрузка вагонеток в скиповой бункер или непосред­ственно в скип.

В зависимости от производ­ственной мощности шахты около­ствольные дворы бывают односто­ронние (рис. 2, а), при которых порожняк выгружается из клети в ту же сторону от ствола, откуда подается груз, и двусторонние (рис. 2, б), при которых порожняк выходит из клети в противоположную сторону.

В зависимости от схемы движения в околоствольном дворе и гео­логических условий конфигурация двора может быть различной.

Насосная камера обычно устраивается в районе околоствольного двора (см. рис. 1), недалеко от ствола, в котором устанавливаются водоотливные трубы.

К насосной камере примыкает водосборник 11 — одна или группа выработок, куда стекает вода из выработок шахты, соединяющийся с камерой вертикальными колодцами, в которые опускают всасыва­ющие трубы насосов. Для предотвращения затопления подземных выработок водосборник устраивают на 3—4 м ниже уровня около ствольного двора с таким расчетом, чтобы глубина всасывания воды насосом не превышала 5,5 м.

Машинные   камеры   предназначены   для   установки   различных стационарных машин, например подъемных лебедок возле уклонов, для устройства электрических подстанций и пр. Электровозное  депо  11, или  гараж-камера,   предназначена  для

ремонта, осмотра и стоянки электровозов. При откатке аккумуля­торными электровозами в депо производится также зарядка аккумуляторных батарей.

В камере для ожидания 7 рабочие, выходящие на работу, ожи­дают состав, предназначенный для доставки их к месту работ, а рабо­чие, закончившие работу, ожидают подъема. Камеры для ожидания оборудуются скамейками для сидения.

Медпункт 15 — камера, в которой пострадавшему или заболев­шему рабочему оказывают первую медицинскую помощь.

Камера диспетчера 9 находится вблизи главной откаточной выработки. В ней обычно устанавливается подземный телефонный коммутатор и сконцентрировано все управление подземной сигна­лизацией и движением в районе околоствольного двора.

Камеру для стоянки противопожарного поезда 14 и хранения про­тивопожарных материалов устраивают в околоствольном дворе на расширении откаточной однопутевой выработки в месте, удобном для быстрой, без излишних маневров отправки поезда в любые пункты шахты.

Подземный склад 8 взрывчатых материалов устраивают для хра­нения взрывчатых материалов на всех шахтах, где производятся взрывные работы.

Конфигурация околоствольных дворов угольных шахт.

На околоствольном дворе современных угольных шахт обычно располагают два ствола — скиповой — для выдачи угля и по­роды и клетевой — для выполнения различных вспомогатель­ных операций (спуск и подъем людей, доставка в ствол обору­дования, материалов и др.).

Уголь и породу в околоствольном дворе обычно транспорти­руют в вагонетках, а при весьма большой мощности шахт уголь и горную массу от проведения выработок транспортиру­ют с помощью конвейеров. Вагонетки могут быть применены типа УВГ (вагонетки с глухим кузовом) и саморазгружаю­щиеся вагонетки типов ВД и УВД.

Применение вагонеток типа УВГ несколько усложняет ма­невры в околоствольном дворе, что вызывает необходимость иметь у скипового ствола две транспортные выработки при ус­тановке опрокидывателей для разгрузки вагонеток (с углем и породой), что увеличивает продолжительность маневров. Ваго­нетки типов ВД и УВГ обеспечивают более быструю разгрузку вагонеток без расцепки состава поездов, что позволяет иметь на околоствольном дворе только одну транспортную ветвь у скипового ствола.

Транспортную ветвь при применении вагонеток типов ВД и УВГ оборудуют двумя разгрузочными ямами — угольной и по­родной, располагаемыми последовательно. Ямы оборудуют разгрузочными кривыми и поворотными шинами для раскры­тия и закрытия днищ вагонеток. Поворотные шины породной ямы оборудуют дистанционно управляемым приводом, благо­даря которому при пропуске смешанного состава (вагонетки с углем и породой) над породной ямой оператор перегрузочной станции производит избирательную разгрузку вагонеток с по­родой, отводя шины при пропуске вагонеток с углем.

По принципу движения грузовых и порожняковых составов вагонеток конфигурация транспортных выработок околостволь­ных дворов угольных шахт может быть разделена на две основные группы: круговые и петлевые околоствольные дворы. Реже применяют околоствольные дворы типа челноковый и ту­пиковый.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Рефераты
Размер файла:
70 Kb
Скачали:
0