ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ ВЫРАБОТОК ОКОЛОСТВОЛЬНОГО ДВОРА
Околоствольные дворы современных шахт представляют собой сложный и многообразный комплекс транспортных выработок и камер, предназначенных обеспечить выполнение разнообразных производственных функций шахты в период ее эксплуатации.
Основное назначение околоствольных дворов — создание условий бесперебойной механизированной работы по приемке: 1) полезного ископаемого, поступающего из очистных и подготовительных работ, а также породы от проведения выработок и их ремонта; 2) материалов и оборудования, поступающих с земной поверхности, и отправке их на эксплуатационные участки шахты, а также оборудования, выдаваемого на поверхность для ремонта; 3) воды, притекающей из подземных выработок, и выдаче ее на поверхность; 4) по безопасному приему людей, спускающихся на работы в шахту и поднимаемых на поверхность после окончания работ; 5) по распределению энергии для питания подземных машин и установок и др.
Многообразие производственных функций околоствольных дворов вызывает необходимость иметь в его системе различные по размерам, форме сечения и положению в пространстве выработки и камеры.
Особо важное значение имеют транспортные выработки, расположение которых в околоствольном дворе должно обеспечить минимальные по продолжительности маневры с составами вагонеток, прибывающих на околоствольный двор, и минимальные пробеги электровозов, а также исключить встречные потоки грузовых и порожних составов вагонеток.
Камеры и околоствольные дворы.
Камерами называют подземные горные выработки, имеющие значительное поперечное сечение при сравнительно небольшой длине. Камеры, предназначенные для установки машин, хранения запасного оборудования, инструментов и материалов, а также для хозяйственных, санитарных и ремонтных целей, называют служебными. Камеры, образующиеся в результате ведения очистных работ, называют очистными.
К числу служебных камер относятся: сопряжение околоствольного двора со стволом, насосная и машинные камеры, склад взрывчатых материалов, электровозное депо, камера для ожидания, медпункт, диспетчерская, камера для противопожарного поезда.
Околоствольный двор представляет собой совокупность выработок около шахтного ствола, предназначенных для обслуживания подземного хозяйства и соединяющих ствол (или стволы) с главными откаточными или вентиляционными выработками (рис. 1).
Сопряжением околоствольного двора со стволом называют камеру, примыкающую непосредственно к стволу шахты, в которой производятся все операции по погрузке и разгрузке движущихся по стволу подъемных клетей или скипов.
При подъеме груза в клетях в околоствольном дворе производится расцепка прибывающих груженых составов, погрузка в клеть отдельных груженых вагонов, выгрузка из клети порожних вагонов, составление порожних составов и отправка их к пунктам погрузки.
При подъеме груза в скипах в околоствольном дворе, кроме маневровой работы электровоза, производится разгрузка вагонеток в скиповой бункер или непосредственно в скип.
В зависимости от производственной мощности шахты околоствольные дворы бывают односторонние (рис. 2, а), при которых порожняк выгружается из клети в ту же сторону от ствола, откуда подается груз, и двусторонние (рис. 2, б), при которых порожняк выходит из клети в противоположную сторону.
В зависимости от схемы движения в околоствольном дворе и геологических условий конфигурация двора может быть различной.
Насосная камера обычно устраивается в районе околоствольного двора (см. рис. 1), недалеко от ствола, в котором устанавливаются водоотливные трубы.
К насосной камере примыкает водосборник 11 — одна или группа выработок, куда стекает вода из выработок шахты, соединяющийся с камерой вертикальными колодцами, в которые опускают всасывающие трубы насосов. Для предотвращения затопления подземных выработок водосборник устраивают на 3—4 м ниже уровня около ствольного двора с таким расчетом, чтобы глубина всасывания воды насосом не превышала 5,5 м.
Машинные камеры предназначены для установки различных стационарных машин, например подъемных лебедок возле уклонов, для устройства электрических подстанций и пр. Электровозное депо 11, или гараж-камера, предназначена для
ремонта, осмотра и стоянки электровозов. При откатке аккумуляторными электровозами в депо производится также зарядка аккумуляторных батарей.
В камере для ожидания 7 рабочие, выходящие на работу, ожидают состав, предназначенный для доставки их к месту работ, а рабочие, закончившие работу, ожидают подъема. Камеры для ожидания оборудуются скамейками для сидения.
Медпункт 15 — камера, в которой пострадавшему или заболевшему рабочему оказывают первую медицинскую помощь.
Камера диспетчера 9 находится вблизи главной откаточной выработки. В ней обычно устанавливается подземный телефонный коммутатор и сконцентрировано все управление подземной сигнализацией и движением в районе околоствольного двора.
Камеру для стоянки противопожарного поезда 14 и хранения противопожарных материалов устраивают в околоствольном дворе на расширении откаточной однопутевой выработки в месте, удобном для быстрой, без излишних маневров отправки поезда в любые пункты шахты.
Подземный склад 8 взрывчатых материалов устраивают для хранения взрывчатых материалов на всех шахтах, где производятся взрывные работы.
Конфигурация околоствольных дворов угольных шахт.
На околоствольном дворе современных угольных шахт обычно располагают два ствола — скиповой — для выдачи угля и породы и клетевой — для выполнения различных вспомогательных операций (спуск и подъем людей, доставка в ствол оборудования, материалов и др.).
Уголь и породу в околоствольном дворе обычно транспортируют в вагонетках, а при весьма большой мощности шахт уголь и горную массу от проведения выработок транспортируют с помощью конвейеров. Вагонетки могут быть применены типа УВГ (вагонетки с глухим кузовом) и саморазгружающиеся вагонетки типов ВД и УВД.
Применение вагонеток типа УВГ несколько усложняет маневры в околоствольном дворе, что вызывает необходимость иметь у скипового ствола две транспортные выработки при установке опрокидывателей для разгрузки вагонеток (с углем и породой), что увеличивает продолжительность маневров. Вагонетки типов ВД и УВГ обеспечивают более быструю разгрузку вагонеток без расцепки состава поездов, что позволяет иметь на околоствольном дворе только одну транспортную ветвь у скипового ствола.
Транспортную ветвь при применении вагонеток типов ВД и УВГ оборудуют двумя разгрузочными ямами — угольной и породной, располагаемыми последовательно. Ямы оборудуют разгрузочными кривыми и поворотными шинами для раскрытия и закрытия днищ вагонеток. Поворотные шины породной ямы оборудуют дистанционно управляемым приводом, благодаря которому при пропуске смешанного состава (вагонетки с углем и породой) над породной ямой оператор перегрузочной станции производит избирательную разгрузку вагонеток с породой, отводя шины при пропуске вагонеток с углем.
По принципу движения грузовых и порожняковых составов вагонеток конфигурация транспортных выработок околоствольных дворов угольных шахт может быть разделена на две основные группы: круговые и петлевые околоствольные дворы. Реже применяют околоствольные дворы типа челноковый и тупиковый.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.