На рис. 3 представлен ряд схем транспортных выработок кругового околоствольного двора. На рис. 3, с показан круговой околоствольный двор, расположенный на главной выработке АА (квершлаг, полевой или угольный штрек). Уголь и породу транспортируют в вагонетках типа УВГ в скиповой ствол 3. На главной транспортной выработке смонтирован опрокидыватель 4 для разгрузки составов вагонеток с углем, и параллельно ей расположена выработка для разгрузки составов вагонеток с породой в породный опрокидыватель 2. Выработка ББ — обгонная — служит для обеспечения движения грузовых и порожних составов и вагонеток с материалами без наличия встречных потоков. Клетевой ствол 1 служит для спуска и подъема людей, приемки оборудования и материалов и выдачи оборудования на поверхность. Направление движения составов вагонеток показано на схеме.
На рис. 3, б представлен круговой околоствольный двор при транспортировании в вагонетках типа ВД и УВД. Сопоставив указанную схему с ранее рассмотренной, можно установить, что эта схема аналогична схеме, показанной на рис. 3, а, но отличается большей компактностью, так как грузовые составы с углем и породой поступают на одну выработку (АА), где размещены для приемки породы 5 и угля 6 приемные ямы скипового подъема. Для обеспечения кругового движения составов у клетевого ствола предусматривается обгонная выработка (ББ).
На рис. 3, в показан круговой околоствольный двор при транспортировании в вагонетках типа УВГ. Схема движения грузовых и порожняковых потоков аналогична схеме на рис. 3, а. Выработки околоствольного двора расположены по отношению к главной выработке АА под углом 40—50°, что обусловлено вскрытием месторождения, и прочностью боковых пород.
На рис. 4 представлены схемы транспортных выработок петлевого околоствольного двора. На рис. 34, а изображен петлевой околоствольный двор при транспортировании в вагонетках типа УВГ. Околоствольный двор имеет четыре параллельные выработки, из них две выработки для приема вагонеток с углем и породой. В выработках смонтированы угольный и породный опрокидыватели 2. Клетевая ветвь АА служит для приема вагонеток с оборудованием и материалами. Околоствольный двор исключает наличие встречных потоков. Главная транспортная выработка (обычно квершлаг) является продолжением выработок околоствольного двора.
На рис. 4, б представлен петлевой околоствольный двор при транспортировании в вагонетках типа ВД и УВГ. Движение грузовых, материальных и порожних составов аналогично схеме на рис. 3, а, но в целом, как видно из конфигурации, схема околоствольного двора значительно упрощается.
Оценивая круговую и петлевую схемы околоствольных дворов, можно признать, что они при организации маневров с грузовыми, порожняковыми и материальными составами вагонеток могут быть признаны равноценными.
Сопоставив схемы околоствольных дворов при транспортировании в вагонетках типов УВГ, ВД, и УВД, можно установить, что околоствольные дворы при применении вагонеток типов ВД и УВД обеспечивают компактность в сравнении с околоствольными дворами при работе с вагонетками типа УВГ.
На рис. 5, а показаны транспортные выработки в околоствольном дворе при челноковой схеме и приложении вагонеток типа УВГ. Характерной особенностью применения челнокового околоствольного двора является наличие приблизительно равного количества поступающего груза с двух крыльев шахтного поля (схема «челнока»). Размещение околоствольного двора может быть на полевом или угольном основных штреках и главном квершлаге. При этом учитывают необходимость размещения в них последовательно не менее трех составов вагонеток, что вызывает увеличение длины околоствольного двора до 500 м. Расположение его на штреке вызывает потери угля в охранных целиках.
На рис. 5, б представлены транспортные выработки в околоствольном дворе при тупиковой схеме и использовании вагонеток типа УВГ. Тупиковый околоствольный двор является некоторой модификацией челнокового двора в части маневров с составами вагонеток. Околоствольный двор может быть принят при расположении его только в тупиковой части главного квершлага. При применении тупиковой схемы в пункте А создается большая напряженность в работе транспорта, где возникают встречные потоки груза и порожняка.
Увеличение производственной мощности шахт вызывает необходимость постепенного перехода от рельсового транспорта по доставке полезного ископаемого на доставку его к скиповому стволу с помощью ленточных конвейеров. Применение ленточных конвейеров несколько видоизменяет конфигурацию околоствольных дворов. В этом случае конвейер используют только для доставки угля, а породу от проведения выработок и их ремонта транспортируют, как правило, в вагонетках.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.