Проектирование транспортных выработок околоствольного двора, страница 2

На рис. 3 представлен ряд схем транспортных выработок кругового околоствольного двора. На рис. 3, с показан кру­говой околоствольный двор, расположенный на главной выра­ботке АА (квершлаг, полевой или угольный штрек). Уголь и породу транспортируют в вагонетках типа УВГ в скиповой ствол 3. На главной транспортной выработке смонтирован оп­рокидыватель 4 для разгрузки составов вагонеток с углем, и параллельно ей расположена выработка для разгрузки составов вагонеток с породой в породный опрокидыватель 2. Выра­ботка ББ — обгонная — служит для обеспечения движения гру­зовых и порожних составов и вагонеток с материалами без на­личия встречных потоков. Клетевой ствол 1 служит для спуска и подъема людей, приемки оборудования и материалов и вы­дачи оборудования на поверхность. Направление движения со­ставов вагонеток показано на схеме.

На рис. 3, б представлен круговой околоствольный двор при транспортировании в вагонетках типа ВД и УВД. Сопоста­вив указанную схему с ранее рассмотренной, можно устано­вить, что эта схема аналогична схеме, показанной на рис. 3, а, но отличается большей компактностью, так как грузовые со­ставы с углем и породой поступают на одну выработку (АА), где размещены для приемки породы 5 и угля 6 приемные ямы скипового подъема. Для обеспечения кругового движения со­ставов у клетевого ствола предусматривается обгонная выра­ботка (ББ).

На рис. 3, в показан круговой околоствольный двор при транспортировании в вагонетках типа УВГ. Схема движения грузовых и порожняковых потоков аналогична схеме на рис. 3, а. Выработки околоствольного двора расположены по отношению к главной выработке АА под углом 40—50°, что обусловлено вскрытием месторождения, и прочностью боковых пород.

На рис. 4 представлены схемы транспортных выработок петлевого околоствольного двора. На рис. 34, а изображен пет­левой околоствольный двор при транспортировании в вагонет­ках типа УВГ. Околоствольный двор имеет четыре параллельные выработки, из них две выработки для приема вагонеток с углем и породой. В выработках смонтированы угольный и породный опрокидыватели 2. Клетевая ветвь АА служит для приема вагонеток с оборудованием и материалами. Около­ствольный двор исключает наличие встречных потоков. Глав­ная транспортная выработка (обычно квершлаг) является про­должением выработок околоствольного двора.

На рис. 4, б представлен петлевой околоствольный двор при транспортировании в вагонетках типа ВД и УВГ. Движе­ние грузовых, материальных и порожних составов аналогично схеме на рис. 3, а, но в целом, как видно из конфигурации, схема околоствольного двора значительно упрощается.

Оценивая круговую и петлевую схемы околоствольных дво­ров, можно признать, что они при организации маневров с гру­зовыми, порожняковыми и материальными составами вагоне­ток могут быть признаны равноценными.

Сопоставив схемы околоствольных дворов при транспорти­ровании в вагонетках типов УВГ, ВД, и УВД, можно устано­вить, что околоствольные дворы при применении вагонеток ти­пов ВД и УВД обеспечивают компактность в сравнении с околоствольными дворами при работе с вагонетками типа УВГ.

На рис. 5, а показаны транспортные выработки в около­ствольном дворе при челноковой схеме и приложении ваго­неток типа УВГ. Характерной особенностью применения челнокового околоствольного двора является наличие приблизитель­но равного количества поступающего груза с двух крыльев шахтного поля (схема «челнока»). Размещение околостволь­ного двора может быть на полевом или угольном основных штреках и главном квершлаге. При этом учитывают необхо­димость размещения в них последовательно не менее трех со­ставов вагонеток, что вызывает увеличение длины околостволь­ного двора до 500 м. Расположение его на штреке вызывает потери угля в охранных целиках.

На рис. 5, б представлены транспортные выработки в околоствольном дворе при тупиковой схеме и использовании вагонеток типа УВГ. Тупиковый околоствольный двор является некоторой модификацией челнокового двора в части маневров с составами вагонеток. Околоствольный двор может быть при­нят при расположении его только в тупиковой части главного квершлага. При применении тупиковой схемы в пункте А создается большая напряженность в работе транспорта, где возникают встречные потоки груза и порожняка.

Увеличение производственной мощности шахт вызывает необходимость постепенного перехода от рельсового транспор­та по доставке полезного ископаемого на доставку его к ски­повому стволу с помощью ленточных конвейеров. Применение ленточных конвейеров несколько видоизменяет конфигурацию околоствольных дворов. В этом случае конвейер используют только для доставки угля, а породу от проведения выработок и их ремонта транспортируют, как правило, в вагонетках.