Электростанции и их назначение. Графики электрических нагрузок электростанций. Основные направления производства электроэнергии, страница 10

Продолжаются    работы по дальнейшему снижению материалоемкости, кубатуры зданий, площадей, удельной стоимости и сокращения продолжительности строительства ТЭЦ. Так, для Ульяновской ТЭЦ-2 разработан проект с блокировкой (т.е. размещением в одном здании) основных и вспомогательных сооружений с применением малогабаритных котлов на твердом топливе, щитовых устройств заводского изготовления и др. В этом проекте по сравнению с проектами десятой пятилетки капиталовложения снижены на 10 руб./кВт, материалоемкость (металл и бетон)-на 21%, трудозатраты - на 30%.

Рост единичных мощностей ТЭЦ для целей теплоснабжения обусловливает значительное увеличение протяженности тепловых сетей. С целью сокращения удельных капиталовложений и потерь тепла при транспорте будет продолжено внедрение новых систем теплоснабжения, более надежных антикоррозийных наружных стеклоэмалевых покрытий, более совершенных конструкций и композиций теплоизоляционных материалов труб больших диаметров.

В условиях интенсивного развития электроэнергетики особое значение приобретает создание энергомощностей для регулирования режимов работ энергосистем. В предстоящее пятилетие намечено ввести в эксплуатации высокоманевренные газотурбинные и парогазовые установки, а также решить крупные научно-технические проблемы.


3. АТОМНЫЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ

3.1. Основные особенности производства электроэнергии на АЭС

Одной из основных в энергетике является проблема топлива. Истощение запасов угля, нефти и газа делает ее весьма острой. Острота проблемы усиливается из-за загрязнения окружающей среды вредными продуктами сгорания современных видов топлива. Единственным выходом из надвигающегося кризиса является использование неограниченных запасов ядерного топлива. В связи с этим в настоящее время широкое применение находит ядерная энергетика.

Ядерная энергетика - широкое понятие. Под этим обычно понимают энергетику, основанную на использовании энергии, выделяемой при ядерных превращениях. Поэтому к ней относят как современную атомную энергетику, так и термоядерную энергетику, основанную на термоядерных реакциях синтеза ряда легких ядер.

В количественном отношении освоение источников ядерной энергии может дать человечеству практически неисчерпаемые запасы "топлива" для любого разумно мыслимого темпа развития энергетики.

Атомная энергетика в СССР и за рубежом характеризуется быстрыми темпами развития. Если в 1954 г. в СССР в Обнинске была пущена первая в мире атомная электростанция мощностью 5000 кВт, то в 1975 г. в мире работало более 130 АЭС общей мощностью 83 млн. кВт. Для традиционной тепловой энергетики аналогичный по мощности путь был пройден более чем за 100 лет. К 1976 г. в мире уже насчитывалось более 200 атомных станций.   

Источником энергии на атомной электростанции является ядерный реактор, в котором происходит реакция деления ядер тяжелых элементов, сопровождающаяся выделением огромного количества тепла, использование которого позволяет создать крупные АЭС промышленного типа. Так, при делении 1 г ядер урана выделяется столько же энергии, сколько можно получить от сжигания более чем 2,5 т каменного угля. Это одно из важных преимуществ атомных электростанций по сравнению с ТЭС. Рассмотренное преимущество приобретает особое значение, когда современная добыча органического топлива достигает долей процента разведанных запасов.

Кроме того, наиболее ценные виды органического топлива в основном используются в качестве химического сырья.

Другим важным преимуществом АЭС является то, что стоимость  электроэнергии, зарабатываемой на атомных электростанциях, в 2-3 раза менее чувствительна к стоимости топлива в связи с малым расходом ядерного горючего. Поэтому в стоимости вырабатываемой электроэнергии на  АЭС  топливная составляющая имеет весьма малое значение.

Малое потребление ядерного топлива позволяет максимально  приблизить этот вид электростанций к местам использования электроэнергии. Так, для мощной атомной электростанции в течение года требуется около 100-150 т ядерного топлива. Учитывая то, что железнодорожный транспорт на 40% занят перевозкой топлива, это обстоятельство, приобретает особо важное значение в период острой нехватки вагонов и чрезмерной перегрузки железных дорог.