Платежеспособность определяется процессом формирования и кругооборота финансового капитала. Если в этом процессе наступают нарушения, они сказываются на платежеспособности. Если нарушения носят временный характер, то говорят о финансовых трудностях. Если нарушения приобретают устойчивый характер, то говорят о финансовом кризисе. Если же фирма теряет способность на продолжительный период осуществлять расчеты с контрагентами, то налицо банкротство, а фирму называют неплатежеспособной.
Финансовые показатели, отражающие эффективность деятельности правительства или финансовое состояние государства, в целом характеризуются по нескольким показателям:
Состояние государственного бюджета с точки зрения соотношения доходов и расходов.
Оптимальным состоянием считается баланс между доходами и расходами. Превышение расходов над доходами называется дефицитом. Само наличие бюджетного дефицита не является отрицательной характеристикой. Важен размер дефицита и возможность привлечения средств для финансирования бюджетного дефицита.
Методами покрытия бюджетного дефицита являются:
1)выпуск в обращение излишних денег (эмиссия денежных знаков, необеспеченных материальными ценностями). Этот метод ведет к инфляции. Инфляция характеризуется ростом цен и снижением покупательной способности национальной денежной единицы. Степень расстройства характеризуется темпами инфляции. Инфляция является отрицательным явлением и для юридических и для физических лиц, т.к. она приводит к изъятию денежных накоплений. Для государства инфляция иногда имеет и положительный момент, т.к. инфляция значительно уменьшает, а при высоких темпах вообще сводит к нулю государственный долг. Длительное использование этого метода не возможно, т.к. он ведет к изменению денежной системы и нарушению расчетов.
Внутренние и внешние займы.
Если государство берет в долг у юридических и физических лиц своей страны, то формируется внутренний долг государства.
Если же заимствование ведутся у нерезидентов, то формируется внешний долг государства.
До 1995г. наше правительство в основном покрывало бюджетный долг инфляцией и внутренним займом. Основная часть заимствования осуществлялась за счет Центрального Банка.
В 1995г. по требованию МВФ кредитно - денежная политика была направлена на снижение уровня инфляции. Внутренний долг государства стал оформляться выпуском государственных ценных бумаг (ГКО). Сегодня величина внутреннего долга составляет 630 млрд. рублей.
Внутренний долг более выгоден для государства, чем внешний. Внешний долг до 1985г. составлял 5 млрд. долларов. За время правления Горбачева он увеличился до 75, а за время правления Ельцина до 200 млрд. долларов. Тяжесть внешнего долга заключается в том, что он в долларах.
Реструктуризация государственного долга - это изменение условий погашения долга (сроков, снижение процентов, полное списание).
Сам же долг не говорит о финансовом кризисе. Это финансовый кризис говорит о потере возможности государства возвращать государственный долг и выплачивать проценты.
Нельзя смешивать контрольную функцию финансов с финансовым контролем, т.к. контрольная функция финансов - это свойство внутренне присуще финансовым отношениям. А финансовый контроль - это механизм управления финансами, это деятельность финансового аппарата, направленная на проверку соблюдения финансовой дисциплины, т.е. соблюдение порядка организации финансовых отношений (порядка формирования финансового капитала и его кругооборота, жестко регламентированного законодательными органами).
При характеристике финансового контроля нужно ответить на вопросы:
- кто контролирует?
- что контролирует?
- каким образом осуществляется контроль?
Для этого нужно знать:
структуру финансового аппарата, т.е. тех государственных органов, которые наделены функциями контроля;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.