До перестройки основным и почти единственным источником формирования финансовых ресурсов был ВВП и национальный доход. Так называемым фиктивным доходом, не связанным с реальной экономикой, были средства государственного
страхования. Эта система ежегодно формировала около 20 млрд. руб. прибыли, которая целиком поступала в государственный бюджет (при общей сумме дохода федерального бюджета 300-400 млрд. руб.).
В период перестройки появились новые источники формирования финансового капитала:
- ваучеризация;
- приватизация;
- сдача в аренду государственного имущества;
- перевод основных фондов в основной капитал;
- рабочая сила стала капиталом;
- ноу-хау;
- информация;
- акционерный капитал;
- государственные займы;
- отпуск цен Гайдаром.
Внешний долг за 5 лет правления Горбачева вырос с 5 до 75 млрд. долларов, за период правления Ельцина до 200 млрд. долларов.
В период перестройки и перехода к рыночной экономике наблюдалось расширение источников формирования финансового капитала и, казалось бы, финансовые возможности страны улучшались. Но спад производства делал эти дополнительные источники основными. Но они не компенсировали тот основной источник формирования финансовых ресурсов, который являлся жизнеспособным.
Рост реального сектора экономики единственный фактор, который обеспечивает рост доходов населения и рост потребительского спроса – основного стимула развития производства.
Одновременно с основными источниками формирования финансового капитала изменился и расширился круг расходов:
- вывод армии и техники из стран социалистического лагеря;
- замена денежной массы, вытеснение купюр с более мелким номиналом, выпуск купюр с более крупным номиналом, замена денежных монет;
- расходы, связанные с переименованием улиц и изменением административного управления;
- изменение форм оплаты за услуги транспорта;
- конфликт в горячих точках;
- расходы на выборы;
- содержание штата управления.
Динамика доходов и расходов за период перестройки говорит о балансе и взаимо- погашении векторов движения различной направленности и характеризует финансовое положение в стране.
Функции финансов.
Вопрос о функциях финансов дискуссионный. Но более распространенным является то, что финансы выполняют две функции:
1. Распределительную.
2. Контрольную.
Некоторые ученые выделяют: стимулирующую, регулирующую, хозяйственно- расчетную функции.
Чтобы определиться в этом вопросе следует уточнить содержание понятий функция и роль.
Функция – это такое свойство, которое проявляется при любой организации финансовых отношений.
Роль – это такое свойство, для реализации которого необходим определенный порядок организации финансовых отношений.
Например, налоговая система. Для того, чтобы налоги выполняли стимулирующую роль налоговый механизм должен действительно стимулировать и регулировать процесс.
Распределительная функция.
Она проявляется в том, что любая финансовая операция представляет собой распределение или перераспределение финансовых ресурсов (либо между субъектами распределительных отношений, либо между общественными потребностями).
Субъектами или участниками финансовых отношений является: государство, юридические и физические лица и церковь (сегодня). Субъекты финансовых отношений и при социализме и при капитализме одни и те же, но степень инициативности и ответственности у этих субъектов, распределение прав между этими субъектами при различных государственных системах.
В странах с рыночной экономикой главным является собственник капитала. Он сам определяет сферу деятельности, объем производства, формирует, создает финансовый капитал, обеспечивает порядок и пропорции первичного распределения ВВП. Нормирование расходов, в том числе и на оплату труда, осуществляется собственником капитала, а значит и цена формируется собственником капитала, а на рынке она лишь уточняется. Значит ВВП, созданный на фирме в значительной мере определяется собственником капитала.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.