Сущность и необходимость финансов. Источники формирования финансового капитала. Контрольная функция финансов, страница 7

При социализме система распределительных отношений коренным образом отличалась от системы финансовых отношений в странах с рыночной экономикой. Она была устойчивой, и механизм был так отработан, что позволял государству решать многообразные задачи в пределах всей страны. Система распределительных отношений  отличалась высокой степенью централизации.

Сегодня в России нет баланса. Распределительные отношения не могут быть названы системой.

В 1-ом блоке нет баланса между уровнем оплаты труда и ценами товаров. Часть населения, которая работает в сильных коммерческих структурах, получает высокую заработную плату, которая позволяет им финансировать все свои потребности. Но


основная часть населения либо потеряли работу, либо получают низкую заработную плату, либо ее задерживают.

Во 2-ом блоке государство изымает в бюджет столько же налогов, сколько и до перестройки. Но при этом услуги государства значительно сократились.

В соответствии с принципом распределения при социализме по Лассалю весь прибавочный продукт должен был распределяться между участниками процесса производства. Маркс возражал ему, уверяя, что такой принцип распределения не в одном государстве действовать, не может, поскольку для того, чтобы общество существовало и развивалось необходимо постоянно воспроизводить материальные блага, причем воспроизводить их на расширенной основе. А значит, надо в обязательном порядке сформировать фонд возмещения (для простого воспроизводства) и фонд накопления (для расширенного). Процесс воспроизводства связан с расходами на управление. При этом необходимо выделить специальный фонд.

По Марксу при социализме необходим фонд по страхованию и фонд для удовлетворения общих общественных потребностей, обеспечивающий справедливость для детей, т.е. такой фонд, а счет которого могли бы удовлетворяться потребности в просвещении, науке, культуре, здравоохранении физкультуре и спорту, социальной помощи для нетрудоспособного населения или малообеспеченных слоев населения. Такая схема распределительных отношений и использовалась при социализме (схема Маркса).

Ленин внес в эту схему одну поправку, а именно, он сказал о необходимости формирования фонда обороны.

При социализме происходит трансформация части стоимости необходимого продукта в стоимость прибавочного продукта. В свою очередь прибавочный продукт распределялся на 3 части.

Государство при социализме применяло своеобразную систему централизованного планового ценообразования, при котором умышленно допускало отклонение цены от стоимости. На продукцию сельского хозяйства и продукты группы А промышленности государство устанавливало цены ниже стоимости, значит часть национального дохода, созданного в этих отраслях не реализовалось в ценных их продукции.

А на продукцию группы Б промышленности государство устанавливало цены выше стоимости, т.е. в цене промышленности группы Б реализовалась часть национального дохода, не созданная в этих отраслях. Таким образом, денежные накопления этих отраслей как бы превышали их трудовой вклад. Эта часть денежных накоплений, не являющаяся заслугой коллектива предприятий группы Б, выделялась в форме налога с оборота. Он назывался централизованный чистый доход государства.

Себестоимость - материальные затраты

- управленческие расходы

- оплата труда

- амортизационные отчисления

- начисления по социальному страхованию

Себестоимость продукции определялась государством. Государство при социализме устанавливало материальные нормы затрат и стоимостные затраты. Таким образом, государство определяло физический объем СОП, т.к. государственным планом определялся объем выпускаемой продукции и ее ассортимент. Все цены и все элементы цен устанавливались государством.

В соответствии с системой ценообразования определялся и порядок распределения денежных накоплений социалистического хозяйства.