Он же определяет пропорции распределения прибыли (формирование страховых резервов, фонд накопления, повышение зарплаты, социальные потребности), он же определяет использование нераспределенной прибыли.
Государство в рыночной экономике участвует в первичном распределении ВВП при помощи налоговой системы. Часть налогов включается в себестоимость продукции. Далее идут отчисления во внебюджетные фонды. Любые налоги предприниматель всегда включает в цену продукции, кроме налога с прибыли. Пока покупатель не оплатит товар, предприниматель не внесет налоги.
При капиталистическом строе государство определяет выручку любого предпринимателя. Несмотря на то, что большая роль и самостоятельность при распределении ВВП принадлежит предпринимателю, государство является не менее активным субъектом распределительных отношений.
Но этим не ограничивается влияние государства, т.к. государство устанавливает еще ряд финансовых нормативов, обязательных к использованию (минимальный размер оплаты труда, минимальный размер оплачиваемого отпуска, минимальный размер амортизационных отчислений).
Степень активности физических лиц в распределительных отношений определяется сферой их деятельности и уровнем доходов.
Активность субъектов в социалистических странах.
Единственным и полноправным субъектом финансовых отношений было государство. Оно определяло и сферу деятельности предприятий, объем выпуска продукции, ее ассортимент.
Оно устанавливало и материальные и стоимостные нормы на продукцию. Оно же устанавливало и цены. Тем самым государство определяло физический и стоймостной объем ВВП. Государство участвовало в создании ВВП. Оно определяло формы распределения ВВП на государственных предприятиях.
Второй субъект распределительных отношений – предприятия.
Формально они считались самостоятельными участниками. И, хотя, финансовые права руководителей предприятия с 1965-1982 гг. значительно расширились, на самом деле их права касались формирования и использования фондов материального распределения.
Порядок формирования и использования средств этих фондов жестко регламентировался государством. Все права руководителей сводились к строгому, обязательному исполнению финансовой дисциплины, т.е. того порядка, который был предписан государством.
Активность физических лиц сводилась к нулю, т.к. каждый трудящийся имел возможность получать доходы только в одном месте работы. Чтобы раскрыть роль финансов в распределении ВВП и национального дохода или раскрыть сущность распределительной функции финансов нужно ответить на вопрос: кто является субъектами распределительных отношений и охарактеризовать степень их активности, рассказать о том, что является объектом распределительных отношений, а также между кем и кем распределяет общество богатство и между какими потребностями.
Порядок организации распределительных отношений должен иметь определенную систему. Система эта формируется по поводу распределения ВВП. Система должна обеспечить баланс между 2-мя блоками в распределительных отношениях.
1) Это отношения между уровнем оплаты труда (стоимостью рабочей силы) или цены (денежным выражением стоимости), т.е. между соотношением между заработной платой и уровнем цен на другие товары.
2) Уровень изъятия доходов от физических и юридических лиц в бюджет (на потребности государства) и уровнем услуг, оказываемых государством.
В странах с рыночной экономикой в 1-ом блоке равновесие. Высокие цены и высокий уровень оплаты труда. Второй блок - высокий уровень взимания налогов, но и очень уровень услуг, оказываемых государством населению.
У нас при социализме:
1 блок - низкая оплата труда, но и очень низкие цены на товары.
2 блок - высокий уровень изъятия денежных накоплений у предприятий, но и высокий уровень финансирования всех потребностей предприятий.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.