Сущность и необходимость финансов. Источники формирования финансового капитала. Контрольная функция финансов, страница 11

1. Под выражением бюджет понимают фонд денежных средств, находящийся  в распоряжении соответствующего уровня государственной власти. Надо знать состав доходов, т.е. за счет каких источников он формируется и состав расходов. Нужно знать соотношение между доходами и расходами и в случае бюджетного дефицита знать источники его финансирования. В случае профицита знать направления использования суммы профицита.

2. Под выражением бюджет понимают сферу финансовых отношений по формированию бюджета и его использованию, а также отношения между отдельными звеньями бюджетной системы. С этой точки зрения, основное содержание бюджетных отношений сводятся к принципу распределения доходов и расходов между отдельными звеньями бюджетной системы.

3. Это финансовый план. Это документ, принимаемый после утверждения силу закона.


Бюджетное устройство регламентируется Бюджетным Кодексом, в котором выделяется 9 принципов бюджетного устройства: самостоятельность, полнота, независимость, сбалансированность и т.п.

Принципы, декларированные в кодексе, на практике не соблюдаются. По бюджетному принципу все доходы должны распределятся поровну. На самом деле большая часть доходов изымается в федеральный бюджет.

Налоговая система современной России выделяет 3 вида налогов:

-  федеральные;

-  региональные;

-  местные.

Самые крупные и легко собираемые:

-  НДС;

-  акцизы;

-  таможенные платежи;

-  налог с прибыли

К региональным налогам относятся более мелкие налоги:

-  налог на имущество;

-  налог на рекламу.

Все доходы делятся на 2 группы:

-  собственные

-  регулирующие

Бюджетное регулирование призвано сбалансировать региональные и местные бюджеты. Форм такого бюджетного регулирования несколько:

1)  отчисления от федеральных налогов в региональные и от региональных в местные (нормы утверждаются каждый год);

2)  оказание помощи из Федерального бюджета за счет помощи финансовой поддержки регионов;

Самостоятельными формами бюджетного регулирования являются:

1)  дотация – выделение средств на сбалансирование доходов и расходов, не оговоренное целевым использованием;

2)  субвенция – предоставление средств на строго определенную цель;

3)  субсидия – выделение средств на совместное долевое участие в финансировании отдельных целевых программ;

4)  кредитование – выдача процентных и беспроцентных ссуд из бюджета.

Изменения произошли в принципе распределения расходов. Объясняется это особенностями порядка бюджетного планирования, действующими при административно-командной системе правления.

Бюджетное планирование – это процесс определения на планируемый период объема и источников формирования доходов бюджета, а так же определение расходов и направления их использования. До перестройки процесс бюджетного планирования начинался с определения расходов каждого бюджета. Величина расходов и их разбивка по направлениям определялась строго в соответствии с планом экономического и социального развития. В соответствии с величиной этих расходов каждый бюджет обеспечивался определенной суммой доходов.

После перестройки региональные и местные власти самостоятельно планируют свои расходы. Но беда в том, что основная часть расходов является необходимыми. Такие как содержание социальной сферы, жилищно-коммунальной сферы, и т.п. Возможностей для ограничения этих расходов почти нет. Они планируются на минимальном уровне. Кроме того, в годы перестройки на местные бюджеты фактически переданы объекты жилищного и  социально – культурного назначения, которые до перестройки были на бюджет предприятий. Расходы возросли, а доходы нет, отсюда и возникли проблемы бюджетного федерализма.  Их суть в несоответствии принципов распределения доходов между отдельными уровнями бюджетной системы и принципами распределения расходов.