Рассматривая результаты второй и третьей серии опытов (слова запоминаемые с помощью картинок и без них) отношение в котором находятся между собой эти величины не постоянно , изменяется в определенной закономерности . ( см. рисунок)
У младших дошкольников третья серия характеризуется величиной ( а), немного превышающей соответствующую величину второй серии. Однако, вместе с дальнейшим быстрым запоминанием , опирающимся на внешние знаки , запоминание без карточек развивается более медленно и различие в этих показателях энергично возрастает (б, в). Начиная от этой группы (в) дети 7-12 лет показатели обеих серий начинают приближаться друг к другу.
Начиная с дошкольного возраста темп развития запоминания с помощью внешних средств превышает темп запоминания без карточек. А с со школьного возраста повышение показателей внешне непосредственного запоминания идет быстрее , чем дальнейшее возрастание опосредованного. Проанализировав кривую можно сделать вывод: на ранних ступенях развития запоминания введение в эксперимент второго ряда стимулов-знаков , которые вступая в операцию в качестве средств запоминания , превратить эту операцию в опосредованную почти не увеличивают ее эффективности.
На следующей ступени развития запоминания ( дети младшего школьного возраста) характеризуется энергичным увеличением показателей внешне опосредованного запоминания. Введение второго ряда стимулов является обстоятельством решающим. Именно с этого момента темп их возрастания по обеим основным сериям резко изменяется: увеличение показателей внешне опосредованного запоминания происходит более медленно и как бы продолжает темп развития запоминания без помощи внешних средств-знаков.
Таким образом, динамика этих двух линий развития может быть отражена в форме параллелограмма, одна пара противоположных углов которого образуется сближением показателей в их верхнем и нажнем пределах, а два других угла соответствуют моменту наибольшего расхождения. Эту закономерность будем называть « параллелограмм развития».
У дошкольников процесс запоминания остается натуральным, непосредственным. Они не способны употреблять тот внешний ряд стимулов, который предлагается им в форме карточек. Только испытуемые старшего возраста постепенно овладевают соответствующими приемами поведения, их запоминание с помощью картинок увеличивает свою эффективность. Несколько возрастает и их запоминание без внешней поддержки, которая оказывается способной превращаться в запоминание опосредованное.
Если у дошкольников запоминание по обеим основным сериям остается одинаково непосредственным, то у студентов тоже непосредственное, но с той лишь разницей, что одна из серий удерживается ими с помощью внутренних знаков, а другая с помощью внешних.
Развитие высших человеческих форм памяти идет через развитие запоминания с помощью внешних стимулов- знаков.
Психологическое развитие человечества протекает под влияние социальной среды. Взаимодействуя с социальной средой , человек перестраивает свое поведение , овладевая с помощью специальных стимулов поведение других людей. Память современного человека вовсе не представляет собой чисто биологического свойства , но является чрезвычайно сложным продуктом исторического развития .
Принцип «параллелограмма» развития запоминания представляет собой выражение закона, что развитие высших форм памяти идет по линии превращения внешне опосредованного запоминания в запоминание внутренне опосредованное. Этот процесс связан с глубочайшими изменениями во всей системе высшего поведения человека. Это процесс социализации поведения человека.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.