Конспектирование статьи А.А.Смирнова «Произвольное и непроизвольное запоминание». Конспектирование статьи А.Н.Леонтьева «Развитие высших форм запоминания», страница 6

1.

С первыми шагами к овладению своей натуральной памятью мы встречаемся  у самых примитивных народов. Это первые попытки обеспечить воскресение какого-нибудь следа  в памяти с помощью специального стимула, который играет роль средства запоминания.  Человек завязывает узелок, кладет в карман маленький камушек .

Как поступает австралийский вестник, когда ему необходимо воспроизвести   в нужную минуту соответствующее послание?  Наносит на свой жезл зарубки , как бы создает связующее звено настоящего с будущим. Эти зарубки  выполняют функцию средства воспоминания , промежуточным стимулом. Активное приспособление к будущему  и есть такой непрямой акт.

Та роль, которая в опосредованной операции запоминания выполняется искусственно организованным «стимулом- средством», первоначально выполнялась  каким- нибудь случайным стимулом. Необходимо было исключить случайность действия такого стимула, подготовив его заранее и, чтобы  обеспечить воспроизведение  и сделать его произвольным. Сначала такие связывающие  стимулы создавались по отношению к другим людям. Нои в этом случае  процесс восприятия остается непосредственным, натуральным. Только будучи  обращено  на себя вспомогательное средство запоминания  сообщает этой операции новое качество. Опосредование акта запоминания ничего не меняет  в биологических законах этой функции, изменяется лишь структура операции в целом.

Первоначальные стимулы- средства несовершенны. Их усовершенствование заключается в дифференциации и специализации. Узловое письмо перуанцев (Квипу) . Знаки этого письма не обладают раз и навсегда установленным значением и требуют для своей расшифровки комментариев писавшего.Процесс развития упрощенных мнемотехнических знаков в письме не проходит бесследно для развития самой памяти. Однако история развития памяти не может быть понята только, как история развития внешних фиксирующих знаков.  Обращаясь к развитию вспомогательных средств( записная книжка, стенограмма, фото-, кинематограмма)  существует еще одна линия развития памяти, которая находится в постоянной взаимосвязи с первой.

При обращении к вспомогательным средствам  мы меняем нашу структуру запоминания ; прямое, непосредственное запоминание становится опосредованным , опирающимся на две системы стимулов:» стимулы0 объекты» запоминания  и дополнительные «стимулы- средства».

Вспомогательные средства-стимулы имеют форму действующих из вне раздражителей.  Это завязанный узелок, сделанная зарубка, какой-то орган нашего тела.  В последнем случае мы наталкиваемся на затруднения: наше средство запоминания является малоспециализированным , оно постоянно присутствует с нами, находится в сфере нашего внимания .  При употреблении письменных знаков  воспроизведение происходит как операция чисто внешняя  как бы вне зависимости от нашей памяти, то при употреблении неспециализированных знаков действует преимущественно память .

Такое опирающееся на систему внутренних стимулов- средств запоминание представляет собой поздний этап развития памяти. Для того, чтобы осуществился переход от употребления внешних стимулов к внутренним  элементам, необходимо, чтобы эти элементы были достаточно сформированы. В этом процессе формирования внутреннего опыта важная роль принадлежит речи. Переход совершающийся от внешне опосредованного запоминания к внутренне опосредованному  стоит в тесной связи  с превращением речи из чисто внешней функции в функцию внутреннюю. Дальнейшее развитие памяти идет по двум  линиям - развития, усовершенствования средств запоминания,  и по линии превращения этих средств запоминания в средства внутренние. Эта линия - линия развития письменности – внешний мнемотехнический знак превращается в знак письменный.