1.
С первыми шагами к овладению своей натуральной памятью мы встречаемся у самых примитивных народов. Это первые попытки обеспечить воскресение какого-нибудь следа в памяти с помощью специального стимула, который играет роль средства запоминания. Человек завязывает узелок, кладет в карман маленький камушек .
Как поступает австралийский вестник, когда ему необходимо воспроизвести в нужную минуту соответствующее послание? Наносит на свой жезл зарубки , как бы создает связующее звено настоящего с будущим. Эти зарубки выполняют функцию средства воспоминания , промежуточным стимулом. Активное приспособление к будущему и есть такой непрямой акт.
Та роль, которая в опосредованной операции запоминания выполняется искусственно организованным «стимулом- средством», первоначально выполнялась каким- нибудь случайным стимулом. Необходимо было исключить случайность действия такого стимула, подготовив его заранее и, чтобы обеспечить воспроизведение и сделать его произвольным. Сначала такие связывающие стимулы создавались по отношению к другим людям. Нои в этом случае процесс восприятия остается непосредственным, натуральным. Только будучи обращено на себя вспомогательное средство запоминания сообщает этой операции новое качество. Опосредование акта запоминания ничего не меняет в биологических законах этой функции, изменяется лишь структура операции в целом.
Первоначальные стимулы- средства несовершенны. Их усовершенствование заключается в дифференциации и специализации. Узловое письмо перуанцев (Квипу) . Знаки этого письма не обладают раз и навсегда установленным значением и требуют для своей расшифровки комментариев писавшего.Процесс развития упрощенных мнемотехнических знаков в письме не проходит бесследно для развития самой памяти. Однако история развития памяти не может быть понята только, как история развития внешних фиксирующих знаков. Обращаясь к развитию вспомогательных средств( записная книжка, стенограмма, фото-, кинематограмма) существует еще одна линия развития памяти, которая находится в постоянной взаимосвязи с первой.
При обращении к вспомогательным средствам мы меняем нашу структуру запоминания ; прямое, непосредственное запоминание становится опосредованным , опирающимся на две системы стимулов:» стимулы0 объекты» запоминания и дополнительные «стимулы- средства».
Вспомогательные средства-стимулы имеют форму действующих из вне раздражителей. Это завязанный узелок, сделанная зарубка, какой-то орган нашего тела. В последнем случае мы наталкиваемся на затруднения: наше средство запоминания является малоспециализированным , оно постоянно присутствует с нами, находится в сфере нашего внимания . При употреблении письменных знаков воспроизведение происходит как операция чисто внешняя как бы вне зависимости от нашей памяти, то при употреблении неспециализированных знаков действует преимущественно память .
Такое опирающееся на систему внутренних стимулов- средств запоминание представляет собой поздний этап развития памяти. Для того, чтобы осуществился переход от употребления внешних стимулов к внутренним элементам, необходимо, чтобы эти элементы были достаточно сформированы. В этом процессе формирования внутреннего опыта важная роль принадлежит речи. Переход совершающийся от внешне опосредованного запоминания к внутренне опосредованному стоит в тесной связи с превращением речи из чисто внешней функции в функцию внутреннюю. Дальнейшее развитие памяти идет по двум линиям - развития, усовершенствования средств запоминания, и по линии превращения этих средств запоминания в средства внутренние. Эта линия - линия развития письменности – внешний мнемотехнический знак превращается в знак письменный.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.