Конспектирование статьи А.А.Смирнова «Произвольное и непроизвольное запоминание». Конспектирование статьи А.Н.Леонтьева «Развитие высших форм запоминания», страница 7

Вторая линия- линия перехода от употребления внешних средств запоминания  к употреблению средств внутренних- линия развития логической памяти.

Развитие высших форм памяти происходит на основе перехода от натурального запоминания  к приемам опосредованного запоминания, которое совершается с помощью вспомогательных средств внутренних, внешних – стимулов- средств.

2.

Первое ориентировочное исследование проводили на нормальных и умственно отсталых детях, состояло всего из трех серий слов для запоминания, которые предъявляли слуховым способом. В первой серии прочитывали слова с интервалом около 3 секунд и непосредственно после этого предлагали испытуемому их произнести. Во второй серии предлагалось воспользоваться карточками из 20 картинок( для лучшего запоминания).  Содержание карточек не совпадало с содержанием слов.

Третья серия отличалась от второй большей трудностью материала.

Первоначальные данные показали, что более или менее удачный выбор картинки для запоминания слова еще не свидетельствует  о том, что данную карточку  ребенок способен инструментально использовать. При предложении воспроизвести слова ребенок , который не способен опосредовать свое запоминание , обычно или называет слова безотносительно к картинке или просто называет изображенный на картинке предмет. Картинка в этом случае не помогает, а мешает ему.

В чем можно найти объяснение то отмеченное увеличение коэффициентов непосредственного запоминания, которое идет весьма медленно , образуя все большее и большее расхождение с коэффициентом запоминания с помощью картинок , а затем энергично приближается этим вторым коэффициентам, которые резко теряют темп своего возрастания.

В эмпирической психологии испытуемые заучивали бессмысленный материал чисто механически  отмечали, что некоторые из них превращали запоминание в сложную деятельность, употребляя те или иные вспомогательные средства.

Этот тип запоминания интеллектуальный или искусственный  в противоположность другому типу - сенсорному или механическому  является при отсутствии специальных искусственных ограничений  единственным типом развитого человеческого запоминания. Исследования Фуко (изучения вспомогательных средств )  показало, что все испытуемые  в той или иной мере опосредовали свое запоминание. Испытуемые использовали чрезвычайно сложные и остроумные построения для запоминания..

Тенденция к сближению коэффициентов различных степеней трудности на низшем и высшем уровне развития приемов запоминания совпадает с той же тенденцией  к сближению показателей  в нашем эксперименте. Она становится совершенно понятной- в значительной степени механическом способе запоминания , который встречается у испытуемых с общим низкими  коэффициентами , различие в содержании запоминаемого материала принципиально для них столь же безразлично , как безразлично для эйдетика  содержание воспроизводимых им образов. Безразлично постольку, поскольку запоминание данного испытуемого является механическим. Если запоминание не может быть опосредованно безразлично при условии запечатления   осмысленного или бессмысленного материала или запечатления с помощью картинок или нет, у испытуемых  с высокоразвитым запоминанием оно оказывается опосредованным при любых условиях.

3.

Методика массового исследования несколько отличалась от первых ориентировочных  экспериментов. Формуляры исследования содержали  серии слов, число которых доведено до 15,  кроме того ввели еще одну серию , состоящую из 10 бессмысленных слогов.

Сам эксперимент проводился с той разницей, что  в инструкции к третьей ( и четвертой) серии прием употребления карточек всегда указывался.