Конспектирование статьи А.А.Смирнова «Произвольное и непроизвольное запоминание». Конспектирование статьи А.Н.Леонтьева «Развитие высших форм запоминания», страница 3

Очень ясно сказалось различие мотивации на изменение процессов запоминания и припоминания по мере их повторения т.е под влиянием некоторого упражнения в них.

Условия упражнения

Повышение количества воспроизведенных слов у детей %

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

В лаборатории

В игре

33

62

66

87

107

113

Упражнение в игровой деятельности выражено значительно ярче, чем в лабораторном эксперименте. Характерно, что дети с которыми проводился лабораторный эксперимент , а затем проводились игры имели значительно меньший прирост продуктивности запоминания, чем дети с которыми упражнялись в игре. А потом проводили проверку в лабораторном опыте.

Все эти данные показывают , что в случаях, когда у детей был ясный мотив запоминания , непосредственно вытекающий из самого характера игровой деятельности , запоминание и припоминание протекали у них с большим успехом.

Непроизвольное запоминание.

Зависимость непроизвольного запоминания от направленности действий.

Запоминание осуществляется  в  процессе  и такой  деятельности, которая сама по себе на достижение мнемического эффекта не нацелена; между тем, и такая деятельность на что-то направлена , хотя и не само запоминание. Направленность ее может быть различна и это не может не влиять на результаты запоминания, на то, что остается в памяти в итоге этой немнемической деятельности.

Как связаны результаты запоминания  с немнемической  направленностью деятельности , в которой осуществляется непроизвольное запоминание?

Были произведены некоторые опыты. Испытуемым предлагали припомнить факты,  из их недавнего прошлого. Предлагалось вспомнить, что происходило сними по пути на работу. Опрос проводился неожиданно для испытуемых через 1-2 часа после начала работы. Испытуемые должны были дать как можно более подробный отчет о всем виденном, слышанном, о чем думали,

После записи рассказа испытуемого бросается в глаза, что он совсем не помнит , о чем думал, хотя твердо убежден, что на определенном этапе о чем-то определенно думал.

Рассказ содержит все, что мешало или помогало выполнять задачи- вовремя придти на работу. Каковы же итоги этой серии экспериментов? В значительной степени воспоминания испытуемых связаны с тем , что они делали, нежели  с тем, что они думали. Содержание мыслей редко и скупо, хотя испытуемые утверждают, что они несомненно думали о чем-то , даже в тех случаях, когда мысли вспоминаются, они связаны с действиями. Такой же характер носят и воспоминания о воспринятом пути Испытуемые и в этом случае вспоминают то, что связано  с их передвижением т. е с той деятельностью, которую они выполняли. Наличие каких –либо препятствий или то, что облегчало передвижение – таково содержание рассказов каждого испытуемого. В случаях, когда испытуемые припоминали что-либо, не связанное с передвижением  относилось к тому, что вызывало какие-либо вопросы или недоумения, удивление. Но по существу это  и было своеобразным претятствием, задержкой.

Чем объясняются эти факты? Ответ может быть дан с учетом направленности  в тот момент, когда они выполняли деятельность о которой рассказывали. У испытуемых была задача , стоящая перед ними, установка. Прийти вовремя на работу. Таковы их мотивы. Передвижение по улице не было для них просто ходьбой. Это был целенаправленный процесс, связанный с определенным временем. Этот переход был основной деятельностью, которую они выполняли. Они не думали и шли, более или  менее машинально, во время думанья, а шли, и думали  во время ходьбы. Это не значит, конечно, что их внимание было сосредоточено на ходьбе,  и что их мысли вращались вокруг этого. Несомненно, их сознание было заполнено мыслями не относящимися к тому, что они делали в тот период времени. Но основное, что они делали  в данный период времени  был именно переход из дома на работу , а не те мыслительные процессы , которые у них были в достаточном количестве, но не были связаны с основным руслом их деятельности.