Условия, в каких приходится запоминать влияют на качество запоминания.
Одной из основ направленности на качество запоминания индивидуально-психические качества личности, особенности памяти. Мнемические способности, выражающиеся в быстроте. Точности, прочности запоминания.
Отношение к материалу. Интерес к тому, что надо запомнить Легче запоминается то, что правится , что вызвало положительную эмоцию .
Возрастные особенности влияют на направленность на то или иное качество запоминания, так как с ними связаны умения, приобретенные в области памяти, опыт запоминания.
Следующее условие- особенности материала, который надо запомнить, объем, количество материала Небольшой по объему материал запоминается лучше, так как направленность на полное и точное усвоение возникает сама. Вторая особенность-плотность материала. Сжатое изложение в большей степени располагает к запоминанию , чем пространственное и развернутое.
Значение отдельных частей материала. Когда необходимо запомнить материал, разнородный по составу, легче возникает направленность на выборочное запоминание.
Неодинакова направленность на вид материала. Некоторые виды материала почти принудительно стимулируют определенные направленности. К такому виду относятся термины, названия, формулы, числовые данные. К этой группе близко определения, афоризмы, загадки, пословицы и т. д. Сюда можно отнести законы, правила, инструкции.
Последовательность в которой дан материал. К такому материалу относится все, что содержит рассуждения, доказательства т. е логическую последовательность. Отсюда и направленность на сохранение не только отдельные части, а последовательность, в какой они идут друг за другом.
Трудность материала. Слишком легкий или слишком трудный материал вызывает тенденцию к более полному точному запоминанию, материал средней трудности допускает большой простор направленности.
У взрослых и детей специфическое воздействие материала на направленность запоминания выражено по- разному. У детей особенности материала, определяющие мнемические направленности выявлены недостаточно. Отношение к различным материалам еще не дифференцированно.
Мотивы запоминания и их влияние на его продуктивность.
Мотивы запоминания- то, что заставляет нас запоминать. В 1948 году было проведено исследование Истоминой З.М под руководством Леонтьева А.Н. Задачей данного исследования была цель установить, как влияют мотивы запоминания на успешность удержания в памяти запоминаемого.
С детьми дошкольниками были проведены две серии опытов. В одной детям предлагалось повторить вслед за экспериментатором ряд слов. Запоминание осуществлялось в условиях лабораторного эксперимента. В другой серии опытов оно включалось в игровую деятельность. Дети играли в «магазин» , и в ходе игры одному ребенку предлагалось пойти в «магазин» и купить там для «детского сада» ряд предметов. Назывались эти предметы. Названия их примерно соответствовали словам, запоминаемым в лабораторном эксперименте. Мотивы во втором случае были иными, они носили общественный характер. Запоминание во втором случае было заметно выше.
Возраст детей |
Среднее количество воспроизводимых слов , % |
|
В условиях лабораторного эксперимента |
В условиях игры |
|
3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет |
0,6 1,5 2,0 2,3 |
1,0 3, 0 3,3 3,8 |
Наряду с количественным воспроизведением слов разная мотивация вызвала и качественные различия. Эти различия выражались в наличии или отсутствии цели –запомнить и припомнить слова. Автор выделяет три типа поведения детей: для первого из них характерно отсутствие вычленение цели –запомнить и припомнить , для второго наличие этого вычленения, но без применения каких-либо способов, для третьих- применение этого способа. В условиях игры наблюдалось большее количество случаев более высокого типа поведения (второго и третьего типа), чем в лабораторном эксперименте.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.