Конспектирование статьи А.А.Смирнова «Произвольное и непроизвольное запоминание». Конспектирование статьи А.Н.Леонтьева «Развитие высших форм запоминания», страница 2

Условия, в каких приходится запоминать влияют на качество запоминания.

Одной из основ направленности на качество запоминания индивидуально-психические качества личности, особенности памяти. Мнемические способности, выражающиеся в быстроте. Точности, прочности запоминания.

Отношение к материалу. Интерес к тому, что надо запомнить  Легче запоминается то, что правится , что вызвало положительную эмоцию .

Возрастные особенности влияют на направленность  на то или иное качество запоминания, так как с ними связаны умения, приобретенные в области памяти, опыт запоминания.

Следующее условие- особенности материала, который надо запомнить, объем, количество материала Небольшой по объему материал запоминается лучше, так как направленность на полное и точное усвоение возникает сама. Вторая особенность-плотность материала. Сжатое изложение в большей степени располагает к запоминанию , чем пространственное и развернутое.

Значение отдельных частей материала. Когда необходимо запомнить материал, разнородный по составу, легче возникает направленность на выборочное запоминание.

Неодинакова направленность на вид материала. Некоторые виды материала почти принудительно стимулируют определенные направленности. К такому виду относятся термины, названия, формулы, числовые данные. К этой группе близко определения, афоризмы, загадки, пословицы и т. д.  Сюда можно отнести законы, правила, инструкции.

Последовательность в которой  дан материал. К такому материалу относится все, что содержит рассуждения, доказательства т. е логическую последовательность. Отсюда и направленность на сохранение не только отдельные части, а последовательность, в какой они идут друг за другом.

Трудность материала. Слишком легкий или слишком трудный материал вызывает тенденцию к более полному точному запоминанию, материал средней трудности допускает большой простор направленности.

У взрослых и детей специфическое воздействие материала  на направленность запоминания выражено по- разному. У детей особенности материала, определяющие мнемические направленности выявлены недостаточно.  Отношение к различным материалам еще не дифференцированно.

Мотивы запоминания и их влияние на его продуктивность.

Мотивы запоминания- то, что заставляет нас запоминать. В 1948 году было  проведено исследование Истоминой З.М под руководством Леонтьева А.Н.  Задачей данного исследования была цель установить, как влияют мотивы запоминания на успешность удержания в памяти запоминаемого.

С детьми дошкольниками были проведены две серии опытов. В одной детям предлагалось повторить вслед за  экспериментатором ряд слов. Запоминание осуществлялось в условиях лабораторного эксперимента. В другой серии опытов оно включалось в игровую деятельность. Дети играли в «магазин» , и в ходе игры одному ребенку предлагалось пойти в «магазин» и купить там  для «детского сада» ряд предметов. Назывались эти предметы. Названия их примерно соответствовали словам, запоминаемым в лабораторном эксперименте. Мотивы во втором случае были иными, они носили общественный характер. Запоминание во втором случае было заметно выше.

Возраст детей

Среднее количество  воспроизводимых слов , %

В условиях лабораторного эксперимента

В условиях игры

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

0,6

1,5

2,0

2,3

1,0

3, 0

3,3

3,8

Наряду с количественным воспроизведением слов разная мотивация вызвала и качественные различия. Эти различия выражались в наличии или отсутствии цели –запомнить и припомнить слова. Автор выделяет три типа поведения детей: для первого из них характерно отсутствие вычленение цели –запомнить и припомнить , для второго наличие этого вычленения, но без применения каких-либо способов, для третьих- применение этого способа. В условиях игры наблюдалось большее количество случаев более высокого типа поведения (второго и третьего типа), чем в лабораторном эксперименте.